МЕНЬШЕ СТАНЕТ ПРОИЗВОЛА

За четыре года, минувшие после принятия УПК в первом чтении, в документ было внесено более трех

За четыре года, минувшие после принятия УПК в первом чтении, в документ было внесено более трех тысяч поправок. Этот факт красноречив: он свидетельствует о накале страстей вокруг проекта. Но расценивать принятие УПК во втором чтении как чье-то политическое поражение или, наоборот, победу неправомерно, поскольку на самом деле это победа здравого смысла, к которой шли тернистой дорогой прений, а иное отношение к итогам голосования в Госдуме переведет его оценку из плоскости государственных интересов в сферу закулисного противоборства.
Заместитель главы президентской администрации, руководитель рабочей группы по судебно-правовой реформе Дмитрий Козак сразу после голосования назвал его результаты "историческим шагом" и отметил, что граждане страны получат гарантии, отвечающие международным стандартам. Д.Козак считает, что новый УПК может иметь положительный эффект и в экономике, судебную систему нельзя будет использовать в качестве инструмента конкурентной борьбы.
Документ еще предстоит довести "по мелочам" к третьему чтению, но многие политологи уже назвали его революционным. Депутат Елена Мизулина, под руководством которой рабочая группа подготовила проект ко второму чтению, перед голосованием особо отмечала, что одна из основных идей УПК - обеспечение равенства прав и обязанностей обвинения и защиты. До сих пор бал правила прокуратура, а это, случалось, приводило к произволу. Пострадавшим в принципе все равно, сознательно такой произвол чинился или по недоразумению, из-за ошибки. Проект УПК, прошедший думское горнило, в принципе поставит барьер и перед ошибками, и перед произволом. Защитник получает право вести собственное расследование. Санкции на арест и обыск будут даваться только с разрешения суда. Упраздняется институт народных заседателей в судах. По тяжким преступлениям вводится институт присяжных заседателей. Функции надзора за исполнением судебных решений, которые пока находятся в ведении органов прокуратуры, будут переданы судам второй инстанции и Верховному суду. Мелкие правонарушения можно будет уладить при помощи "примирения сторон", без судебного производства.
Это наиболее существенные изменения, которые произойдут после вступления нового УПК в силу. В целом же документ состоит из пяти частей: общие положения, досудебное производство, судебное производство, особый порядок судопроизводства и международное сотрудничество в сфере уголовного производства. "Теперь кодекс защищает общенациональные интересы и балансирует ведомственные разногласия", - сказала Е.Мизулина.
Жаль только, что из-за финансовых соображений и необходимости подготовки кадров некоторые положения войдут в силу лишь с 1 января 2004 года. В целом же, как надеется Д.Козак, новый УПК вступит в действие с 1 января 2002 года. Он не настаивает на рассмотрении документа в третьем чтении уже сейчас, поскольку, на его взгляд, оно возможно и в рамках осенней сессии.
Политикам, правоведам еще предстоит откомментировать проект нового УПК. "Труд" будет знакомить читателей с их мнением. А что думают о документе простые люди? Мы задавали этот вопрос на улицах Москвы.
- Ну а почему прокуратура должна сама себя контролировать? - вопросом на вопрос ответил пенсионер Данила Петрович. - По-моему, все правильно принято.
Студент Никита Воскобойников считает так:
- Милиция не сможет арестовать просто так, по подозрению? Это хорошо.
Домохозяйка Нина Степанова не согласна:
- Сейчас столько террористов ходят по нашим улицам. И что, милиционеру ждать, когда суд разрешит их арестовать? А он бомбу в подъезд положит!
- Надо, чтобы преступник боялся, а нам страшиться нечего, - резюмировал Николай, представившийся менеджером одной из фирм. - Новый УПК, мне кажется, оградит нас от случайных неприятностей. Сейчас время такое, что могут из-за денег "наехать".
Мнения можно услышать разные. Но сам факт, что 290 депутатов были за принятие УПК при необходимом минимуме в 226 голосов и лишь двое оказались против, весьма знаменателен. Он говорит о политической консолидации различных сил при разумном подходе к решению принципиальных государственных вопросов. А в целом - и о консолидации народа.