ИЗ ЗАГРАНКИ ВОЗВРАТА НЕТ

На днях РАН предложила правительству ряд мер, которые позволят положить конец массовому оттоку научных кадров.

Средняя зарплата младшего научного работника в России - всего 800 рублей. Директор крупного НИИ получает немногим больше - около трех тысяч. Стоит ли удивляться, что при первой возможности ученые стараются уехать за рубеж, где и оклады солидней, и лаборатории оборудованы по последнему слову техники? И вот - результат. За последние 10 лет утечка мозгов приняла масштабы национального бедствия: страну покинули до 800 тысяч ученых. Наш собеседник - председатель Совета профсоюзов Российской академии наук Виктор КАЛИНУШКИН.
- Утечка шла по накатанной схеме: люди отправлялись за границу в долгосрочные командировки, из которых уже не возвращались. Ничего странного в этом нет: на Западе ученый зарабатывает в среднем от 2,5 до 7 тысяч долларов в месяц. Уезжали самые востребованные за рубежом специалисты - физики, биологи, химики. Большинство из них осели в США, Англии, Канаде, Франции и Германии. В итоге из 200 тысяч ученых, работавших в структуре РАН в начале 90-х и занимавшихся фундаментальной наукой, на Западе оказались 50 - 60 тысяч. Еще хуже положение в "прикладных" отраслях, например в программировании. Сегодня сложно оценить, что мы потеряли - в деньгах, в научном потенциале. Достаточно сказать, что около 30 процентов новых разработок компании "Майкрософт" сделаны русскоговорящими программистами.
Казалось бы, нужно срочно исправлять положение. Однако наука по-прежнему в ситуации утопающего, который сам заботится о своем спасении. Например, Московский университет пытается создать "офшорный" научный центр. Работать в нем будут российские ученые, а заказчиками выступят крупные западные компании или университеты. Идея, на первый взгляд, неплохая: специалисты смогут зарабатывать на уровне своих западных коллег, не выезжая при этом из страны. Но это не решает проблемы в целом: понятно, всю армию наших ученых в такой центр не пристроишь.
Не открою Америки: финансировать фундаментальные научные исследования должно государство, как это принято во всем мире. Прежде всего, считаю, нужно поднять среднюю зарплату ученого хотя бы до пяти тысяч рублей. Мы уже подготовили свои предложения правительству, если их примут, сделать это возможно уже в 2003 году. Конечно, дело не только в зарплате. Деньги нужны на обновление материальной базы лабораторий, на финансирование экспериментов. Пока на эти цели выделяют копейки: бюджет крупной лаборатории в США сопоставим с бюджетом всей нашей Академии наук. А ведь ученые - народ необычный. Зачастую главным для них оказывается не меркантильный, а чисто исследовательский интерес, возможность работать на современном оборудовании. Точно так же, как Альберт Эйнштейн - ни цента за свою теорию относительности.
Сейчас в России две возрастные группы ученых: молодежь до 28 - 30 лет и старшее поколение - около 50 лет. Большая часть одаренной молодежи уезжает работать за границу. Наверное, имело бы смысл ввести для них обязательную отработку: в течение нескольких лет после окончания университета или аспирантуры специалист обязан трудиться в одном из российских НИИ. А если его приглашают за границу - пусть иностранный работодатель заплатит "отступные" - тому же вузу, где он учился за государственный счет.