А ДЕНЬГИ ГДЕ?

Пенсионная реформа провалилась - об этом все знают, но никто не хочет говорить. Вот и правительство на прошлой неделе сняло с обсуждения вопрос об исполнении бюджета Пенсионного фонда. Потому что вслед за итогами нужно было анализировать перспективы. А они выглядят почти катастрофически: только в 2005 году дефицит бюджета фонда, по оценкам самого ПФР, составит 255 млрд. рублей. В будущем году ситуация грозит стать еще хуже. То есть всякие разговоры о том, что в стране появилась финансовая структура, способная обеспечить пенсионерам безбедную старость, можно прекращать.

Руководство фонда называет главной причиной дефицита резкое снижение ЕСН - Единого социального налога, из которого, в основном, пополняется "пенсионная копилка". Пока налог был высоким, денег в фонде хватало. В 2000 году профицит бюджета фонда составил 98,3 млрд. рублей, в 2001 году - 115,6 млрд. рублей, в 2002 году - 25,9 млрд. рублей, в 2003 году - 39 млрд. рублей...
Теперь все наоборот. Уже сейчас дефицит бюджета фонда достиг 115 млрд. рублей при общих запланированных расходах в 1,176 трлн. рублей. К концу года, по оценкам экспертов ПФР, дефицит может вырасти до 255 млрд. рублей. Деньги на пенсии придется брать из казны. "Дырявыми" окажутся и бюджеты ПФР в 2006-2007 годах и особенно бюджет-2008, потому что как раз на этот год придется резкое повышение пенсий. "Хронический дефицит бюджета означает одно - мы возвращаемся к собесу, к тому самому, с которым формально распрощались, начав пенсионную реформу", - заключил советник председателя ПФР Владимир Вьюницкий.
- Проблемы ПФР стали результатом совпадения нескольких факторов, в том числе незапланированного роста пенсий и непродуманной налоговой политики, - считает исполнительный директор научно-благотворительного фонда "Экспертный институт" Андрей Нещадин. Другой эксперт - руководитель Сектора социальной защиты Всемирного банка (ВБ) Герман фон Герсдорф добавляет к этим причинам "внутренние микроэкономические факторы и неэффективное управление". А в близком будущем пенсионной системе грозит еще один кризис - демографический, вызванный старением населения. За последние 12 лет, с 1990 по 2002 год, число работников-кормильцев в расчете на одного пенсионера уже сократилось с 2,28 до 1,74. По некоторым прогнозам, к 2015 году число работников и пенсионеров сравняется. Это может привести к полному коллапсу пенсионной системы.
Рецепты выхода из кризиса предлагаются разные - и все не в пользу граждан. Главные из них два: вновь увеличить "пенсионный" налог с работодателей и повысить пенсионный возраст. Правда, памятуя о "монетизационных" народных волнениях, власть не торопится не только реализовать эти непопулярные меры, но даже гласно их обсуждать. Впрочем, еще до начала подобной дискуссии хотелось бы спросить: почему до сих пор не проанализированы причины провала уже начатой реформы? В чем причина неудач - в плохом проекте, неумелом исполнении или в том и другом одновременно? Ведь без анализа не может быть уверенности в будущих успехах. А если к тому же за исправление прошлых ошибок возьмутся те же люди, которые их допустили, - получим ли мы иной результат?
Скажем, большой неожиданностью для реформаторов оказался тот факт, что после снижения ЕСН (единого социального налога) "серые" зарплаты так и не вышли из тени, и собираемость налога не повысилась. Но, спрашивается, почему налоговые органы даже не попробовали поискать на предприятиях и в учреждениях эту "конвертируемую зарплату", чтобы оштрафовать виновных и призвать их к соблюдению закона?
Еще более серьезный вопрос - крайне низкая результативность размещения накопительных средств будущих пенсионеров. ПФР до сих пор не обнародовал итоги этой работы в минувшем году, но, по мнению экспертов, начисленный на пенсионные взносы процент скорее всего окажется ниже уровня инфляции.
То есть государство оказалось не способным обеспечить даже сохранность доверенных ему средств - не говоря уже об их преумножении (для чего и задумывалась пенсионная реформа). И это в стране, где даже в условиях бюрократического и силового прессинга на частный бизнес число легальных долларовых миллионеров год от года множится, опережая темпы роста ВВП.
Конечно, пока есть возможность затыкать финансовые дыры нефтедолларами, у пенсионеров будут деньги на хлеб и, быть может, даже на мясо по большим праздникам. Вот и министр Михаил Зурабов на совещании в Кремле заявил, что найдена возможность для индексаций пенсий с 1 августа. Любопытно, что две недели назад, выступая перед членами Комитета по местному самоуправлению Госдумы, он же говорил нечто противоположное: "Любые мысли о повышении пенсий в два раза давайте оставим до лучших времен". Но вот теперь правительство решило приоткрыть "нефтяную мошну". А что (извините за банальный вопрос) власть будет делать, когда поток нефтедолларов иссякнет?..