ЖЛОБ

Это письмо поставило нас в тупик. Его автор, жительница небольшого города, откровенно жалуется на своего мужчину. Правда, не просит, как в былое время, "принять меры воздействия", "поставить на вид" или "пристыдить публично". Наверное, потому, что этот мужчина не муж, а любовник. Они, судя по письму, даже в гражданском браке не состоят. Но вот поди ж ты - в газету поступила жалоба. С припиской в конце: "Можете опубликовать. Только фамилию не указывайте". Поскольку случай на самом деле неординарный, публикуем.

- Мой любовник - жлоб, каких свет не видел. Даже неловко называть его любовником, потому что в моем представлении любовник - это человек, готовый ради любви на риск, самоотверженность. Да, многие воспринимают любовников как партнеров во внебрачных отношениях. Дескать, помимо близости, цветы, может, застолье совместное иногда, колечко на память - чего еще надо одинокой женщине? Вы же, мол, не совместное хозяйство заводите, а вступили в определенные договорные отношения! Если речь идет о финансовых затратах со стороны мужчины, то это уже нечто другое.
Получается, что щедрость отнюдь не обязательна. Но все-таки, на мой взгляд, она украшает мужчину.
В моем случае все наоборот: расчетливый ум, примитивная хитрость, ну и жадность, доходящая до абсурдного жлобства. А есть ли у нас любовь?
- Мы с Валентином встречаемся около четырех лет. Мужу все равно - с ним мы живем порознь, он отбывает наказание, и мы решили развестись сразу после его освобождения. У меня шестилетний сын, который отца не знает.
С Валентином я познакомилась у ларька. Он попросил помочь ему выбрать помидоры. Сказал, что ему вечно гнилье подсовывают. Ну да, продавщицы именно с мужиками это проделывают...
Шли вместе до остановки, по дороге разговорились. Он сказал, что не женат, что преподает экономику в техникуме. Я еще, помню, беззлобно пошутила: "Вы, наверное, очень экономный!" Валентин удовлетворенно засопел, и по его виску cкатилась капелька пота. Вот смешной, подумала я. Спросила: не хотите вечером вместе поужинать? Тогда я не обратила внимания, а сейчас припоминаю, как он странно, даже чуть испуганно, посмотрел мне в глаза. "Ко мне домой", - уточнила я. Он сразу успокоился, стал записывать адрес.
Вечером пришел и жадно набросился на борщ - сразу видно, что холостяк. На второе я приготовила отбивные, и Валентин уплетал их так, словно голодал дня три. "Эх, не догадалась вина купить! - пожалела я вслух. - Правда, внизу есть магазин...". Но Валентин будто не слышал. Я снова заикнулась про вино и заметила, как на виске моего нового знакомого снова выступила капелька...
- Вина мы так и не выпили, зато вечер провели восхитительно. Разные мысли уже в голове закопошились - а как иначе в моем-то положении? Солидный мужчина, образованный, судя по застолью, не пьющий категорически. Задумаешься!
Через три дня Валентин позвонил: "Можно приду?" Я разрешила: "Конечно, будем рады вас видеть!" Но Лева, сынишка, был разочарован: дядя является во второй раз, но опять с пустыми руками - ни конфет, ни игрушки. Мальчик вовсе не избалованный подарками, просто у нас так было заведено: все мои подруги что-то ему дарили.
Ночью я уже прямо сказала Валентину: "Купи Леве "Сникерс", что ли, а то ведь у него свои понятия, детские..." Валентин недовольно засопел, и что-то меня под руку толкнуло - включила бра, чтобы посмотреть на его висок. Капелька пота тут же появилась и потекла за ухо...
- Так продолжается уже который год. За это время я ни разу не получила от Вали даже паршивенького букета. Он уверяет, что не умеет выбирать цветы. А сын мой так и не удостоился внимания приходящего дяди.
Что касается подарков... Я, повторяю, не стяжательница, но ведь есть дни рождения, праздники. Накануне этих дат Валя ухитряется испортить со мной отношения, и это при том, что поссориться со мной практически невозможно, такой я мягкий человек. Но он все равно находит повод. В такие праздничные дни я сижу, как дура, страдаю, переживая из-за его патологической жадности, и знаю, что через неделю он обязательно позвонит и скажет: "Ну хватит дуться, я сейчас приеду!". Приезжает, ужинает, я вручаю ему свой запоздалый подарок, и мы ложимся в кровать...
Я знаю: деньги у Валентина есть, просто ему жаль с ними расставаться. Говорят, есть такие люди: вроде бы и кошелек уже раскрыт, и пальцы зацепились за купюру, а рука отказывается ее тянуть. До пота на виске...
Чем больше я узнавала Валентина, тем сильнее убеждалась: его жадность вовсе не от бережливости. Так, видно, мозги устроены: что мое - то только мое. Не дам!
- Вы спросите: зачем тебе это надо? Не знаю. Валя сам однажды спросил после очередного примирения: "Ты меня любишь?" "Пока нет", - честно ответила я. "Тогда почему проводишь со мной время?" Я разозлилась: "Устраиваю себе дни здоровья". Валентин засопел и привычно вспотел виском.
Однажды я ему рассказала - просто так, без намека - про свою знакомую, у которой появился ухажер. "Ты знаешь, он ее буквально закармливает! То в магазине что-нибудь вкусненькое для нее возьмет, то в кафе ее тащит. Нравится, говорит, смотреть, как любимая женщина ест. А она уже в юбки не влезает, беспокоится".
Валя выслушал и мрачно пошутил: "Значит, к Новому году ее зарежет..." Я обиделась.
Между прочим, он сам перед Новым годом позвонил и предложил: "Давай, приготовим гуся с яблоками!" Я с радостью откликнулась: "Тогда купи, пожалуйста, его на рынке!" Он повесил трубку. Это был единственный раз, когда он не искал ссоры накануне праздника. Наверное, не хотел в новогоднюю ночь оставаться один.
Валя принес шампанское, которым его одарили студенты. Про гуся словно и не помнил, а купленные мной подарки сынуле под елку положила я сама...
- Я знаю, что нам давно пора расстаться. Но вот ведь проклятое чувство противоречия: жалко его! Уж больно несчастный у него вид - повисший нос, близорукие глаза, вечно покалывающее сердце. Бросить его - все равно что больную собаку выставить за дверь. А выйти замуж за жлоба - да ни за что! И вообще, в наше время одинокие дамы в возрасте так просто мужиками не разбрасываются. Даже такими. Получается, что я тоже прижимистая.
Валерия Т., Самарская область
КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА
Мы попросили прокомментировать письмо нашей читательницы московского психолога Николая ПЯТНИЦКОГО:
- Не зная, как, в каких условиях прошло детство Валентина - именно в детстве закладываются нормы поведения, - трудно понять истоки его прижимистости.
Однако в тексте есть одна зацепка: "вечно покалывающее сердце". Я могу предположить (но не утверждать), что Валентин относится к тому типу людей, которые, чувствуя постоянную угрозу своему здоровью или жизни, стремятся компенсировать свой, как они думают, короткий век некими благами - материальными, духовными. Или просто деньгами. Часто бесцельное накопление денег приобретает болезненные формы, становится самоцелью. А люди, даже очень близкие, со временем рассматриваются как враждебное окружение, потенциальные претенденты на капитал.
На мой взгляд, дальнейшая жизнь Валерии с таким человеком лишена смысла. То, что она воспринимает как странность, может оказаться развивающимся психическим заболеванием с непредсказуемыми последствиями. Впрочем, "женская жалость" - сильное чувство. Может быть, все еще наладится. Вопреки логике жизни.
АНЕКДОТЫ НА ТЕМУ
В аптеке:
- У вас таблетки от жадности есть?
- Есть. Вам сколько?
- Побольше, побольше...
Вместо чая "Бодрость" в продажу поступил чай "Жадность": все 25 пакетиков привязаны к одной веревочке.