В столице дела у пострадавших дольщиков идут заметно лучше, чем в других регионах. Так, в июне в Москве будет достроен первый дом, в который вложили деньги обманутые соинвесторы. Большинство других объектов тоже находится в работе - там либо продолжена стройка, либо на этот счет ведутся активные переговоры. Руководитель столичного стройкомплекса Владимир Ресин уверен, что все пострадавшие соинвесторы строительства получат квартиры не позже 2008 года.
Между тем успехи столичного правительства, похоже, только усиливают недовольство со стороны пострадавших в других регионах, особенно в Подмосковье, где ситуация гораздо более сложная и выход из нее не просматривается. Но люди сделали из этой ситуации парадоксальный вывод - они требуют, чтобы проблемами подмосковных соинвесторов занялось правительство Москвы.
Аргумент здесь такой: переложить ответственность на правительство Москвы следует уже потому, что большинство пострадавших в Подмосковье - москвичи. Возможно, на бытовом уровне эта логика и работает, но на уровне юридическом она бессмысленна. Между "пострадавшими в Москве" и "пострадавшими москвичами" есть принципиальная разница. Прин-ципиальным моментом является то, что московские власти взяли на себя обязательства помочь людям, которые пострадали в Москве, то есть на московских строительных объектах.
Городу не впервой решать проблемы, которыми он в принципе не обязан заниматься. Но практика показывает, что если столичное правительство берет на себя какие-то обязательства, оно их выполняет. Поэтому, опираясь на многочисленные примеры, можно не сомневаться, что правительство Москвы сдержит слово и на этот раз.
Но те москвичи, которые вложили свои деньги в строительство жилья в Подмосковье, должны помнить, что столичные власти не могут вмешиваться в юрисдикцию соседнего региона. Поэтому за помощью им нужно обращаться в администрацию Московской области. Юристы отмечают, что в данном случае не имеет значения то обстоятельство, что компании, не выполнившие свои обязательства перед частными соинвесторами, зарегистрированы в Москве. Ведь правоотношения у этих компаний оформлены с администрацией Московской области, а не столицы.
Тем не менее москвичи, пострадавшие от действий строительных компаний в области, продолжают направлять свои жалобы в столичное правительство. Московские власти не отмахиваются от жителей города и в этом случае: между администрациями города и области налажена оперативная передача информации. Все данные, которые поступают по "горячей линии" московского управления по экономической безопасности, немедленно передаются соответствующему управлению по Московской области.
Отчаявшихся людей легко понять - они вкладывали деньги в надежде получить долгожданное жилье, а вместо этого видят котлован, окруженный забором. В столице эта проблема коснулась примерно полутора тысяч человек, в Подмосковье обманутых вкладчиков десятки тысяч, в целом по России их около 80 тысяч. Печально, что проблема невыполнения обязательств по участию в долевом строительстве охватывает многие регионы и стала общероссийской. Именно поэтому администрации регионов, где есть пострадавшие дольщики, должны четко разграничить сферу своей ответственности, а не перекладывать ее друг на друга. Критерий разграничения ответственности очевиден: это местонахождение строительного объекта. Только так властям удастся быстро решить проблемы людей, пострадавших от обмана.
Кстати, в самой Москве тоже намечается странная тенденция: пострадавшие инвесторы требуют от города не просто завершения строительства квартир, но и компенсации "упущенной выгоды". Напомним, что в отличие от банковских вкладчиков соинвесторы строительства жилого дома не являются покупателями товара или услуги. "Соинвестирование" означает совместное предпринимательство. Иными словами, дольщик вкладывает деньги в совместный бизнес и берет на себя все риски этого бизнеса.
По Гражданскому кодексу город в принципе не обязан решать проблемы бизнесменов, чье предприятие потерпело неудачу. Но столичные власти не могли не откликнуться на проблемы нескольких тысяч горожан. Однако компенсировать коммерсантам их упущенную выгоду из бюджета, то есть за счет всех остальных москвичей, городские власти просто не имеют права. Бизнес подразумевает риск, и если те, кто вложил средства в строительство 5-10 квартир, не получили ожидаемой прибыли, то государство, город, граждане не обязаны покрывать их убытки и тем более "недополученную прибыль".