КАК ФАНЕРА НАД ПАРИЖЕМ

С понедельника, по сообщению Федерального агентства воздушного транспорта, самолетам авиакомпаний "Кавминводы авиа", "Авиалинии Кубани", "Якутские авиалинии", "Авиалинии 400" запрещено летать в европейские страны. Так решили представители Евросоюза, которые в ходе проверки выявили нарушения безопасности полетов. Запрет наложен по третьей - самой тяжелой - категории. Под подобные ограничения попали и такие компании, как "КрасЭйр", "Уральские авиалинии", "Газпромавиа", "Атлант союз", "Ютэйр".

С одной стороны, конечно, спасибо, что хоть дяди со стороны порадели о жизни и здоровье российских туристов. Но как тут не вспомнить, что каждое лето повторяется одна и та же история! Только люди соберутся в отпуск, купят путевки - и нате вам, поворачивайте оглобли. Не пускают наши самолеты в Европу: то слишком шумят, то "выхлоп" не нравится, много гадостей выбрасывают в их чистое небо. А у граждан все планы летят кувырком. Вместо отдыха они пишут жалобы, судятся с туроператорами и перевозчиками.
В этой связи возникают вопросы. Почему граждане, которые уже оплатили из своего кармана билеты на самолет и туристическую путевку, теперь должны расплачиваться за чью-то безответственность? И почему авиакомпании, которым еврокомиссия заранее сообщает о претензиях и - как результат - о возможном запрете на полеты, продают билеты ничего не подозревающим отпускникам? Надеялись "пролететь", как троечники на уроках?
В Минтрансе нам категорически отказались конкретизировать, что именно в сфере обеспечения полетов самолетов насторожило европейцев. Заявили, что это "сугубо технические вещи", о которых лучше спросить у самих компаний, попавших в "черный список".
Глава Комиссии по расследованию авиационных происшествий Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Алексей Морозов слегка приоткрыл завесу тайны: "Европейская инспекция обычно проверяет все - от исправности кресел и чистоты салонов самолетов до серьезных вещей, которые напрямую касаются безопасности пассажиров". А его коллега Владимир Кофман добавил: "Хорошим авиакомпаниям, выполняющим все предписания, полеты не ограничивают".
Так или иначе, но с безопасностью у нас действительно неважно. Вот факты из доклада МАК: "В 2006 году при регулярных пассажирских перевозках погибших было в два раза больше, чем за 10 предыдущих лет - 409 человек". В документе упоминаются самые громкие воздушные трагедии - катастрофы бортов авиакомпаний "Сибирь" и "Пулково", и прямо говорится о снижении безопасности полетов.
То есть знали свои проблемы, только исправлять не спешили. И что теперь? "Чтобы устранить причины, по которым наложен запрет на полеты, понадобится несколько дней, - сообщает Ассоциация туроператоров России. - А чтобы возобновить регулярные рейсы - до двух месяцев". По оценкам экспертов, введенные ограничения не позволят вылететь на отдых от 18 до 20 тысяч российских туристов в неделю. Отпуск, считай, пропал.
Впрочем, в Минтрансе вчера нас заверили, что граждан, купивших билеты на злополучные рейсы, отправят самолетами других компаний. Самолеты будут выделены по согласованию с авиаперевозчиками, которые оказались не в состоянии выполнить свои обязательства. Поверим?
НАШ КОРРЕСПОНДЕНТ ПЕРЕДАЕТ ИЗ КРАСНОДАРА
Компания "Авиационные линии Кубани" получила предписание Ространснадзора и Росавиации: прекратить с понедельника рейсы в Германию, Грецию и на Кипр. Наши люди в отпуск собираются и билеты покупают заранее, поэтому в аэропорту моментально возникла паника.
Елену Колесник я встретила рядом с кассами. Она бегала от одного окошка к другому с вопросом: "Сдавать билет на Кипр на 25 июня или будет другой рейс?" В окошке администратора наконец посоветовали обратиться в турфирму, продавшую билет.
- Ну как же так? - чуть не плачет Елена. - Накопили с мужем денег, чтоб отдохнуть на Кипре. А по радио сообщают, что рейсы из Краснодара на Кипр отменяются. А если бы я новости не слушала?.. Что теперь делать, ума не приложу. Теперь поеду в турфирму, может, прояснят ситуацию.
Но туроператоры в полном неведении.
- Сейчас разгар сезона. Перевозчики должны были предупредить операторов хотя бы недели за три, чтобы мы смогли завершить чартерные цепочки и вывезти туристов, - возмущается заместитель гендиректора компании "Кубань-турист" Виктор Репин. - Люди обрывают телефоны, а мы ничего не можем ответить. "Авиационные линии Кубани" не дают нам никаких официальных объяснений происходящего, не предлагают каких-то способов решения. Возможно, надеются договориться с Еврокомиссией и хотя бы отсрочить запрет.
Как сообщили нашему корреспонденту в пресс-службе объединения "Аэропорты Юга", претензии к кубанской компании относятся исключительно к соблюдению стандартов ЕС в части организации перевозок. Уже проведены работы по устранению ряда замечаний. Руководство авиакомпании вылетело в Брюссель на переговоры. Это очень по-нашему: дождаться, когда заполыхает, а потом броситься тушить пожар.
СЛОВО ПИЛОТУ
Олег СМИРНОВ, президент Фонда "Партнер гражданской авиации", заслуженный пилот СССР:
- С точки зрения безопасности полетов у нас самих хватает претензий к гражданской авиации: тут и недостаточная подготовка летного состава, плохое состояние аэропортов, взлетных полос, оборудования - основные фонды изношены на 80 процентов. Но сейчас речь идет о том, какие требования предъявляет к нашим компаниям Международная организация гражданской авиации, членом которой Россия состоит. Если мы согласились с этими правилами, то дороги назад уже нет.
Напомню, нас еще в 2003 году предупреждали о новых требованиях по шумам - Ту, Илы и Яки гудят в несколько раз сильнее, чем западные лайнеры. Наши не почесались - в итоге в 2005 году многим лайнерам запретили летать в Европу. Сейчас технические претензии. На первый взгляд, они не очень существенные, но, если разобраться, от их выполнения зависит безопасность пассажиров. Например, по международным требованиям, экипаж должен быть пристегнут к креслам в четырех точках (ноги и туловище), а у нас пилоты пристегиваются, как пассажиры. При сильном торможении может случиться всякое.
Могу заранее предсказать, что очередные проблемы с полетами в Европу у нас будут 5 марта 2008 года. К этому сроку времени все экипажи, работающие на международных линиях, должны получить сертификаты о владении английским языком 4 уровня. У нас и тут конь не валялся.
СЛОВО ТУРОПЕРАТОРУ
Алексей Каширский, член президиума Ассоциации туроператоров России:
- Это первый случай, когда ограничения коснулись такого количества компаний и самолетов. Проблема вызвана тем, что отдельные самолеты нескольких российских авиакомпаний не соответствуют требованиям европейской программы SAFA по обеспечению безопасности полетов. Есть серьезные претензии, а есть и вроде бы мелочи - например, некоторые кресла откидываются назад, чего быть не должно, или отсутствуют указатели аварийного выхода в салоне. Вина лежит, безусловно, на авиакомпаниях. Они знали об этих требованиях, однако их не выполнили, не устранили замечания. Не стоит искать в этой истории политическую или иную подоплеку и думать, что Европа не хочет видеть в своем небе Илы или Ту. Претензии предъявлены не только российской технике. В тот же самый "черный" список вместе с нашими самолетами включены и некоторые "Боинги".