07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-11...-13°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЭМИР КУСТУРИЦА: "КИНО СКОРО УМРЕТ!"

Заозерская Анжелика
Статья «ЭМИР КУСТУРИЦА: "КИНО СКОРО УМРЕТ!"»
из номера 108 за 22 Июня 2007г.
Опубликовано 01:01 22 Июня 2007г.
Вчера открылся 29-й Московский Международный кинофестиваль. Первым его звездным гостем стал знаменитый сербский режиссер, обладатель двух "Золотых пальмовых ветвей" Эмир Кустурица. Он приехал в нашу столицу, чтобы представить свой новый фильм "Завет", с показа которого и начался популярный киносмотр.

По странному стечению обстоятельств Кустурица прилетел из Парижа одним рейсом с Анатолием Чубайсом. Контраст был разительный: если глава РАО "ЕЭС России" явился пафосно, с большим портфелем, в строгом костюме и в сопровождении охранника, то сербский режиссер - в брезентовых штанах цвета хаки, с легкомысленным букетиком васильков и "охраняемый" лишь миниатюрной переводчицей.
Цветочки Кустурице вручили представители оргкомитета фестиваля. А стиль одежды "милитари", который предпочел для прилета в Россию режиссер, соответствовал военной проблематике его фильма "Завет". Что же до переводчицы, то Кустурица все время пытался продемонстрировать встречавшим его в аэропорту "Шереметьево" журналистам, что на братской славянской земле он может обойтись и без нее. Гость самозабвенно вслушивался в русскую речь и так забавно переспрашивал "що-що-що", что казалось, будто он прилетел не из европейской артистической столицы - Парижа (где ставил оперу), а откуда-нибудь "с Полтавы". Режиссер не только понимал очень многие наши слова, но и отчаянно пытался их воспроизвести. Правда, в своем старании ненароком "обозвал" режиссера Александра Сокурова, чей фильм "Александра" успел посмотреть на Каннском кинофестивале, Сахаровым. Хотя имена Чехова и Достоевского, которых Кустурица считает своими главными духовными учителями, не только назвал правильно, но и сделал это с чувством, с толком, с расстановкой:
- Каждый раз еду в Россию как в страну своих учителей, - признался режиссер. - Мне даже кажется, что для меня их творчество имеет куда большее значение, чем для вас.
При всей парадоксальности этого утверждения сомневаться в искренности Кустурицы не было причин. Он не только наш брат-славянин, не только культовый режиссер, но и, судя по его словам и поступкам, настоящий последователь Антона Павловича Чехова. По крайней мере, главный завет русского классика - выдавливать из себя по капле раба - Кустурица сделал собственным жизненным принципом. В результате на сегодняшний день он считает себя совершенно свободным человеком, более того - ставит свободу выше всех остальных ценностей, даже любви.
- Для меня куда важнее быть свободным, чем счастливым, - уверенно и гордо объявил Кустурица.
Правда, слушая столь радикальные лозунги, невольно думалось: а по жизни-то г-н Кустурица не такой уж анархист, каким хочет выглядеть. Судите сами: говорит, что живет без планов и вне правил, но тем не менее регулярно поставляет на Каннский и Берлинский фестивали свои картины. Да и как же это без жестких планов, если известно, что в Москву Кустурица прилетел всего на пару дней, а 26-го уже улетит обратно в Париж на премьеру своей новой оперы - да-да, он ведь еще и музыкант, композитор!
А вот в новой его комедии о балканской войне "Завет" анархизм, что называется, переваливает через край: помимо фирменной кустурицевской цыганщины, чего здесь только нет: и криков, и стонов, и пальбы, и всякой чепухи...
Наверное, увлеченный этой непростой задачей (смешивать в одном флаконе войну и мир, смех и слезы, любовь и ненависть), Кустурица буквально сыплет в своей речи парадоксами. Например, нынче обозвал старинную часть Москвы с ее знаменитыми куполами храмов делом рук "пьяного кондитера". Ну прямо как какой-нибудь ретроград-варшавянин о легендарной сталинской высотке в центре польской столицы - там ее как раз называют "кошмаром пьяного кондитера". Ну ладно, неприязнь к памятнику эпохи сталинизма еще можно понять, но в чем провинились православные церкви первопрестольной? Впрочем, Кустурица тут же дал попятного, заявив: если бы он снимал фильм о Москве, то только в старинной части столицы, со всеми ее церквами и соборами. Можно себе представить, что бы это было: очевидно, в том самом кустурицевском стиле вдохновенного творческого беспорядка, который в принципе не так уж далек по духу от "творения пьяного кондитера"...
Что ж, в этом умении - легко, неожиданно, смешно и бесшабашно снимать кино - состоит сила Эмира Кустурицы. Только вот одна печаль беспокоит культового режиссера: он считает, что неизбежна близкая смерть кино как части культуры, как предмета искусства, и бороться с этим не во власти даже такого завзятого бунтаря, как он. По мнению сербского режиссера, кино превращается в одну из разновидностей масс-медиа, тогда как задача истинного искусства - больше, чем просто развлекать и информировать. Тут Кустурица вновь подтвердил свою духовную связь с доктором Чеховым, сказав, что для него фильмы что-то вроде "терапии для человеческой души, лекарство от заразы по имени пошлость".
КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР
Едва приехав из аэропорта в Москву, Эмир Кустурица тут же позвал журналистов на новую встречу.
И продолжил говорить о "медицинской" задаче искусства. Кстати, мысль о чудодейственном его влиянии на здоровье людей Кустурице подсказал один знакомый психиатр. Якобы пациенты полностью излечивались от недугов, слушая музыку Моцарта. Правда, как заметил Кустурица, самому ему ближе беспокойный Модест Мусоргский.
Однако из жанров, в отличие от русского композитора-реалиста, сербский режиссер предпочитает сказку. Именно к нему он относит свой фильм "Завет". Любопытно, что это творение он посвятил классику нашего кинематографа Александру Довженко, которого называл своим идолом в искусстве. Нам, правда, трудно причислить великого украинского режиссера к сказочникам - воспримем это как очередной парадокс Кустурицы... Но, как и должно быть в сказке, "Завет" завершается счастливым концом. А именно, все плохие герои перебиты, все хорошие пьют пиво и кричат "горько!" на свадьбе. Хотя в этой идиллии много и черного юмора, и неприкрытого гротеска. А вот трогательной интонации, романтизма и тоски по идеалу, которые согревали прошлые фильмы Кустурицы, здесь, увы, не хватает. Но, как объяснил режиссер, время диктует художнику свои условия. Раньше, когда он был молод, полон вдохновения, влюблен и наивен, это находило отражение в его картинах, но сейчас все иначе - он волен, одинок и утерял веру в гуманное устройство общества.
Режиссер рассказал, что поселился в сербской деревне, которую сам построил. Как некогда античные философы, подобрал себе дружеское окружение (чтобы в людях была доброта, красота и возвышенность души) и стал настолько близок к первозданной природе, что превратился в сочинителя сказочек. Он и снимал два своих последних фильма в деревне, но в будущем, скорее всего, сменит съемочную площадку. Подтвердил, что всерьез думает поработать в России - он с огромной радостью перевел бы на современный кинематографический язык, например, рассказы Чехова... Помимо общей любви к нашей культуре, у него для этого имеется и такой практический козырь, как близкая дружба с одним из тузов российской киноиндустрии - Никитой Сергеевичем Михалковым. У присутствовавших на пресс-конференции даже возникла мысль - не достанутся ли картине Кустурицы "Завет" главные лавры Московского кинофестиваля? Ведь Никита Михалков - его президент...
Хотя если честно, пока особенно восторженных отзывов о фильме ни от критиков, ни от зрителей не поступало.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников