05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БУМ В ПРИАНГАРЬЕ

Патрин Юрий
Опубликовано 01:01 22 Июня 2007г.
Своеобразный рекорд по числу заявленных инвестиционных проектов и сумме предполагаемых инвестиций поставила на прошедшем в Петербурге XI Международном экономическом форуме Иркутская область. И главное достоинство этих проектов, как отмечают эксперты, - высокие шансы на реализацию их в ближайшем будущем.

Спектр заявленных "строек века" впечатляет: от создания кластера предприятий по глубокой переработке древесины до организации нового межрегионального горно-металлургического комплекса, от строительства туристско-рекреационной зоны на берегу Байкала до форсированной разработки Ковыктинского газового месторождения. Но, пожалуй, самый интересный и масштабный из представленных инвестиционных проектов - рождение нового города-миллионника на базе Иркутска, Ангарска и Шелехова.
Подобные градообразования в современной экономической науке принято называть городскими агломерациями. В большинстве случаев их формирование происходит стихийно: социально-трудовые границы между крупными мегаполисами (как правило, столицами) и их сателлитами постепенно стираются, стимулируя развитие транспортной инфраструктуры и приводя в конечном счете к расширению административных границ города-ядра. Так образовались Большой Токио, Большой Лондон, уже, по сути, такой же агломерацией является Москва, чьи главные сателлиты - Химки, Мытищи, Люберцы - давно воспринимаются как "спальные районы" столицы.
Однако есть агломерации другого типа, созданные искусственно, с целью более эффективного использования промышленного потенциала отдельно взятых регионов. Так, например, целенаправленные государственные инвестиции в развитие транспортных схем стали основой для формирования агломерации городов Рурского угольного бассейна в Германии. В данном случае уже не дорожное строительство "догоняло" растущие потоки трудовой миграции, а, напротив, транспортная доступность стимулировала эти потоки.
Приангарская агломерация ближе как раз к германской схеме и в этом смысле для России уникальна. Хотя существующие социально-трудовые связи Иркутска, Ангарска и Шелехова достаточно прочны. Маятниковая миграция, как говорили на презентации проекта в Петербурге представители администрации Иркутской области, уже сегодня исчисляется миллионами поездок. 12 процентов жителей Ангарска и 22 процента жителей Шелехова ежедневно ездят в Иркутск, а электрички на участках Ангарск - Иркутск и Иркутск - Шелехов перевозят 11 млн. пассажиров в год. Такие поездки отнимают в среднем по три часа времени каждый день. Но если максимальное время поездки из одного конца агломерации в другой удастся сократить до 60 минут (как заявлено в проекте), о рождении нового города-миллионника можно будет говорить как о свершившемся факте. Большой Иркутск, по словам губернатора Иркутской области Александра Тишанина, должен стать "узловым промышленно-производственным, коммуникационным, научно-образовательным и торговым центром".
Большому городу, безусловно, нужен новый большой современный аэропорт. Его строительство предусмотрено проектом. Всего же, как сказал Александр Тишанин, в проект создания иркутской агломерации планируется инвестировать 295 млрд. рублей.
Незадолго до петербургского форума, в середине мая, проект агломерации был представлен на специальном заседании правительства РФ и уже тогда был в целом поддержан кабинетом министров. В Петербурге же окончательное добро на создание нового миллионника фактически дал первый вице-премьер Дмитрий Медведев. Он заявил следующее: "В отличие от развитых стран в России очень мало городов такого мирового значения. По сути, как принято говорить, раз-два - и обчелся. И в этом смысле у России для того, чтобы сохраняться в тех исторических пространствах, которые нам даны, существует потребность развития таких агломераций, создания крупных центров".
Вторым по масштабам инвестиций заявленным проектом стали планы обустройства особой экономической зоны туристско-рекреационного типа близ поселка Листвянка, федеральный тендер на создание которой Иркутская область выиграла в конце прошлого года. Здесь власти области рассчитывают прежде всего на активное привлечение частных капиталов. Сама идея активной раскрутки туристического бренда "Байкал" давно привлекает предпринимателей. По данным региональной администрации, за первые четыре месяца формального существования ОЭЗ желание стать ее резидентами высказали 10 крупных компаний.
38 млрд. рублей планируется затратить на строительство транспортной и производственной инфраструктуры для обеспечения жителей байкальского региона природным газом Ковыктинского месторождения. По словам Александра Тишанина, реализация этого проекта существенно ускорит темпы социально-экономического развития области и повысит качество жизни населения.
Откликаясь на призыв президента России диверсифицировать и модернизировать промышленные ресурсы с целью перехода от экспорта сырья к производству готовой продукции, иркутские власти представили проект создания сети предприятий по глубокой переработке древесины. Можно не сомневаться, что и этот проект найдет поддержку на федеральном уровне, в том числе бюджетную.
В целом же сумма заявленных Иркутской областью инвестиций составила почти полтриллиона рублей. Цифра не кажется астрономической, если учесть, что практически все проекты рассчитаны на быструю окупаемость и позволят, улучшая качество жизни приангарцев, снизить социальные затраты государства.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников