ВЛАДИМИР ЛУКИН, ВИЦЕ-СПИКЕР ГОСДУМЫ РФ: ПРЕДПОЧИТАЮ ОТКРЫТЫЕ ВЫБОРЫ

По моему мнению, это плохо для самой исполнительной власти. Когда депутаты послушны и на

По моему мнению, это плохо для самой исполнительной власти. Когда депутаты послушны и на "коротком поводке", это очень удобно правительству, но только на ближайшую перспективу. Конечно, многим депутатам легче принимать спущенные сверху законы без изменений или почти без изменений. Однако позже выяснится, что законы утверждаются без "коэффициента общества", то есть без учета мнения людей, их степени готовности и желания что-то менять. В идеале парламент - это то место, где проблемы разных слоев общества сталкиваются и утрясаются определенным образом. Создается такой ритм движения вперед, при котором социальные взрывы становятся невозможными. В период проведения реформ все сводится к жарким спорам между депутатами, без протестов граждан. Вот почему я считаю, что сегодня парламент должен быть абсолютно независимым. Вот почему весьма глупо выглядят те люди, которые заявляют, что давайте сначала проведем реформы, а уж затем будут полное счастье и демократия. Такие рассуждения политиков могут привести только к социальным взрывам, митингам протеста и демонстрациям на улицах. На сегодняшний день меня больше беспокоят именно эти тенденции, а не сам парламент в целом.
Что касается последних законов, направленных на реформирование вертикали власти, то я не считаю совершенной ту формулу, которая была разработана в рамках согласительной комиссии. Да, пришли к компромиссу, но не самому продуктивному. Я бы предпочел открытые выборы сенаторов. Для баланса сил в России, безусловно, нужна верхняя палата, составленная из представителей регионов. В этом смысле считаю крайне неудачной статью Конституции о том, что Совет Федерации формируется из представителей исполнительной и законодательной властей регионов. Это неправильно, так как в парламенте должны заседать представители регионов, которых избирает сам народ, а не та или иная ветвь власти.
Можно ли решить эту проблему без изменения Конституции? Думаю, можно. Существует интересное предложение. Кандидат в губернаторы выдвигает своего представителя в верхнюю палату еще на стадии предвыборной кампании, и народ голосует за них вместе. Таким образом решается вопрос демократических выборов. По моему мнению, согласно новой редакции закона зависимость сенаторов от губернаторов будет очень велика. Однако я голосовал за принятие данного варианта, так как считаю, что сегодня его можно использовать. Но уже в ближайшее время исполнительная власть должна внести законопроект о прямых выборах сенаторов. Года через два этот закон, возможно, будет принят. Тогда верхняя палата станет полноценной и демократической. Во всяком случае, фракция "Яблоко" собирается предложить такой вариант закона на рассмотрение Думы.
Я не исключаю, что сенаторы могут не проголосовать за принятый нижней палатой на последнем заседании Закон о порядке формирования Совета Федерации. Тогда, естественно, Думе придется собираться еще раз - правда, не знаю, удастся ли это сделать до сентября. Депутаты будут вынуждены вернуться к первому варианту, более жесткому и менее приятному для Совета Федерации.
По поводу второго закона, касающегося приостановки деятельности губернаторов, многие сенаторы заявили, что он не конституционен. Я бы на этот счет не высказывался так смело. Подобные вопросы должен решать Конституционный суд. Если он признает этот закон неконституционным, то придется его менять. Я все же голосовал за принятие этого документа. Почему? В российской губернии, как правило, власть губернатора не ограничена, и его влияние на местные суды безусловно. Проблема заключается прежде всего в реформировании судебной власти. Но есть и другой вопрос: что лучше - губернаторская власть или "царская"? Считаю, что последняя все же лучше. Я отнюдь не идеализирую нашу центральную власть. Но вы можете себе представить такую ситуацию, при которой местный суд принимает решение против действующего губернатора? Мне кажется, сегодня это практически немыслимо. Я убежден, что необходима серьезная реформа российских судов и прокуратур, - чтобы новые законы могли исполняться неукоснительно, справедливо, в интересах всего общества.