ОПЕРАЦИЯ "ПО ПЕРЕСАДКЕ МОЗГА"

Немногим меньше месяца потребовалось Кремлю, чтобы сделать весьма жесткие выводы из трагедии, случившейся в Ингушетии 22 июня нынешнего года. Тогда, напомним, в результате дерзкой и остающейся пока практически безнаказанной вылазки боевиков в республике были убиты 62 работника правоохранительных органов и 28 гражданских лиц.

В минувший вторник президент России Владимир Путин провел целый ряд кадровых перестановок в силовых структурах. От должностей освобождены главнокомандующий внутренними войсками Вячеслав Тихомиров, командующий войсками Северо-Кавказского округа внутренних войск Михаил Лабунец, а также отвечавший за этот регион заместитель директора ФСБ Анатолий Ежков. Бывший командующий войсками Северо-Кавказского военного округа генерал армии Владимир Болдырев отправлен на ту же роль в более спокойный Приволжско-Уральский военный округ. В Ростове-на-Дону его сменит немало повоевавший в Чечне Герой России генерал армии Александр Баранов. Первым заместителем министра обороны назначен бывший заместитель командующего Северо-Кавказским военным округом по чрезвычайным ситуациям 51-летний генерал-полковник Александр Белоусов.
В этом ряду особняком стоит отставка с поста начальника Генерального штаба Вооруженных сил РФ генерала армии Анатолия Квашнина. Без сомнения, он тоже повинен в поразительной беспомощности силовиков, проявившейся в тот роковой день в Ингушетии. Хотя бы потому, что лично руководил Главным разведывательным управлением, которое умудрилось сначала "проспать" разбойный налет на мирные города шайки из нескольких сотен основательно вооруженных террористов, а потом слишком долго выявляло пути их отхода. Скорее всего, ЧП в Ингушетии стало последней каплей, переполнившей терпение президента. Всей логикой происходивших в последние месяцы в оборонном ведомстве событий отставка начальника Генштаба была предопределена.
Генерал Квашнин - дописанная, надо надеятся, глава преобразований военной организации страны в том виде, в котором они до сих пор проводились. В самом Генштабе, называемом "мозгом армии", этот практически непрерывный, но не всегда продуманный процесс язвительно называли "реформированием военной реформы". Это, к примеру, когда одни органы управления войсками сначала расформировывались, лучших специалистов увольняли в запас, а потом, когда губительность такого шага становилась очевидной даже лейтенантам, с большими материальными и моральными издержками все возвращали в прежние рамки. У нас долго не было закона, в котором было бы четко прописано, чем должен заниматься министр обороны, чем его замы, в числе которых и начальник Генштаба. Считалось, например, что на военное время министр обороны вообще не нужен. Все, дескать, будет, как при Сталине: есть Верховный главнокомандующий, свои решения до войск он доводит через Генштаб безо всяких промежуточных звеньев. Амбициозному Квашнину эта схема очень нравилась. Тем более что прежний президент России Борис Ельцин наравне с министром обороны сделал его членом Совбеза и предоставил право личного доклада в Кремль...
Все изменилось в июне, когда были приняты принципиальные изменения в Закон "Об обороне". Новая редакция гласит: "Управление Вооруженными силами осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны России". Ни о каком Генштабе в новой версии нет ни слова. Генералу армии Квашнину в такой аппаратной схеме места не осталось.
Новым начальником Генерального штаба Вооруженных сил РФ назначен ровесник Квашнина генерал-полковник Юрий Балуевский. Как утверждают, хороший аналитик, опытный переговорщик, штабист до мозга костей, четкий и пунктуальный исполнитель. Ничего выше роты генерал-полковнику Балуевскому возглавлять не доводилось. В служебном плане рос он исключительно в штабных кабинетах разного ранга. Большего, впрочем, теперь новому начгенштаба, видимо, и не понадобится.