08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ШУКШИН В "ВЕНСКОМ ЛЕСУ"

Стародубец Анатолий
Статья «ШУКШИН В "ВЕНСКОМ ЛЕСУ"»
из номера 135 за 22 Июля 2004г.
Опубликовано 01:01 22 Июля 2004г.
25 июля Шукшину исполнилось бы 75. В эти дни на Алтае близ родного села писателя Сростки на горе Пикет проходят традиционные Шукшинские чтения. А неподалеку, у Чуйского тракта, будет установлен монумент Василию Макаровичу. Ожидается, что изваяние восьми метров в высоту и весом 20 тонн работы известного российского скульптора Вячеслава Клыкова прибудет из Москвы в канун юбилейной даты. Однако лучшим памятником Василию Шукшину, безусловно, стало его уникальное по многообразию творческое наследие: книги, фильмы, роли... "Труд" попросил рассказать о Василии Макаровиче его друзей, режиссеров Рениту и Юрия Григорьевых, которые помогали Шукшину при жизни и бережно хранят память о нем все годы после его трагического ухода.

Ренита Андреевна: С Шукшиным мы дружили со студенческих времен ВГИКа, куда попали уже взрослыми людьми, успев поучиться на историческом факультете МГУ. Нас взял к себе в мастерскую Сергей Аполлинариевич Герасимов прямо на третий курс, восполнив таким образом "отсеянных" за первых два года учебы студентов. А Вася в это время учился на втором курсе в мастерской Михаила Ильича Ромма. Нас никто не знакомил, во ВГИКе тогда все друг друга знали. Но Шукшин всегда держался особняком, предпочитая общаться только с близкими по духу людьми. Например, с однокурсником Андреем Тарковским у них были уважительные, но не близкие отношения...
Юрий Валентинович: Как-то Вася пришел к нам в гости со своей подругой Лидой Чащиной, которая потом сыграла роль библиотекаря в его фильме "Живет такой парень". Вдруг звонит Тарковский: "Ребята, мы сейчас к вам зайдем". В это время Шукшин по своему обыкновению что-то записывал к себе в тетрадку и, когда услышал, что сейчас придет Андрей со своей женой Ирмой Рауш, недовольно крякнул. Вася хотел провести вечер в компании близких друзей. Но потом все пошло замечательно: было веселое застолье, пели песни... Кстати, когда Тарковский затевал свою вторую картину "Андрей Рублев", то звал Шукшина на две роли братьев-близнецов - Великого и Малого князей, которых потом так убедительно сыграл Юрий Назаров. Уж и не знаем, почему у них тогда не сложилось...
Р. А.: Как-то мы обсуждали взаимоотношения Гоголя и Белинского. И Василий вдруг сказал: "Я бы не знаю что отдал, только бы хоть одним глазком увидеть их встречу, послушать разговор". Все, что узнавал, Шукшин старался представить в образах. Этот крестьянский парень с Алтая поражал нас своим недюжинным артистическим, художническим талантом.
Ю. В.: На взгляд современной молодежи это может показаться странным, но у студента Шукшина поначалу не было даже костюма. Он ходил в гимнастерке, потертых галифе и кирзовых сапогах. Но и из этого Вася умудрялся создать неповторимый образ.
- А вы не пробовали работать вместе?
Р. А.: Мы и работали. В 1959 году я ездила в Вену на фестиваль молодежи, где разворачивались интересные дискуссии о судьбах молодых в эпоху "холодной войны". Когда я рассказала о поездке Герасимову, он предложил делать на эту тему нашу с Юрой дипломную картину. Забегая вперед, скажу, что фильм был снят и попал в прокат. В сценарии под названием "Венский лес" была роль для Васи. Он в то время жил у нас в московской квартире, где мы ему выделили небольшую, но отдельную комнату. И, конечно, Шукшин не был бы Шукшиным, если бы с ходу не принял участие в обсуждении сюжета и отдельных эпизодов. А однажды вечером, когда все разошлись спать, Вася просто взял нашу рабочую тетрадку, где мы набрасывали сцены и раскадровки будущего фильма, и ушел к себе. Утром нам говорит: "Ребята, я тут для своего героя написал сцену спора с иностранцем. А для твоей героини, Ренита, - главную сцену в кафе". Мы тут же сели читать и поразились, как точно Шукшин прочувствовал атмосферу и раскрыл новую для него тему. Кроме того, это были два вполне самостоятельных рассказа.
Ю. В.: К сожалению, вскоре Василий уехал сниматься в Одессу и там надолго застрял. Мы не могли ждать и сняли другого актера. Но во время работы поняли, что написанные Шукшиным фразы для простого русского парня Алексея в других устах, что называется, не звучат. Это должен был сыграть Шукшин и никто другой. Пришлось решить сцену без слов, на одних взглядах.
Р. А.: Интересно, что та тетрадь с текстами, выписанными аккуратным шукшинским почерком, тогда как сквозь землю провалилась, все попытки ее найти были тщетными. Прошло 40 лет. И вот в канун 70-летия Василия Макаровича она вдруг обнаружилась в одной из коробок нашего бездонного архива. Мы сразу же связались с Валей Распутиным, а на следующий день Валерий Ганичев уже взял эти тексты в свою "Роман-газету XXI век".
Недавно к нам в гости из Мюнхена приезжал прототип главного героя той картины, известный немецкий режиссер Петер Шамони. И сейчас мы работаем для него над сценарием документального фильма о судьбах нашего поколения. Эпизоды "Венского леса", написанные Шукшиным, даже спустя столько лет остались актуальными и произвели на Шамони такое сильное впечатление, что он решил включить их в будущий фильм. Часть съемок немецкий режиссер запланировал провести в Сростках...
- А как Шукшин работал?
Ю. В.: В той тетрадке в текстах Василия было всего три исправления. Хотя это и был черновик. Очевидно, проза созревала в нем до такой степени полновесной, что оставалось только взять ручку и записать. Шукшин всегда работал молча, сосредоточенно, не отвлекаясь на разговоры. Он так сильно погружался в себя, что мог сочинять в любой обстановке. Однажды зимой мы большой компанией были в Красноярске. В гостинице нас поселили в одну комнату. Все укрылись ворохом одеял и тут же заснули. Я проснулся в пятом часу утра и вижу: Шукшин сидит на своей кровати, укутавшись с головой одеялом, и при неярком свете лампы что-то пишет. Я не стал его ни о чем расспрашивать, но, скорее всего, он в ту ночь не ложился.
Р. А.: Нас удивляла его невероятная работоспособность. Если полнометражный фильм у нас в среднем снимали за год, то Шукшин мог уложиться в три месяца. Поэтому шукшинские группы всегда получали премии за экономию времени. Не было такого человека (от шофера до оператора), который бы не хотел у него работать. Кстати, когда мы снимались у него в картине "Живет такой парень", то сами придумывали реплики своим героям.
- А Василий Макарович разрешал актерам импровизировать?
Р. А.: Он был не из тех, кто держался за свои сценарии: если написано "облачко", так будут неделями это облачко ждать. Шукшин часто принимал как данность то, что ему преподносит жизнь. Например, снимаем мы на Чуйском тракте сцену поездки Пашки Колокольникова (Леонид Куравлев) и моей героини, как вдруг дорогу перегораживает стадо овец. Этого в сценарии не было. Другой бы режиссер просто переждал и объявил новый дубль. А Вася с ходу включает этих овец в фильм, и они вписываются удивительно органично. Шукшин из любого исполнителя умел "вытянуть" нужные ему эмоции. Поэтому у него могли играть все. Он считал, что каждый человек - актер, и нужно только создать подходящие условия для того, чтобы он "раскрылся".
- А в других фильмах, где Шукшин снимался как актер, он писал для себя реплики?
Ю. В.: Такое случалось. Хотя в авторах сценария он значится только в двух "несвоих" лентах: "Пришел солдат с фронта" Николая Губенко и "Земляки" Валентина Виноградова. Шукшин писал не для тщеславной возможности войти в титры в качестве соавтора, он по-хозяйски поправлял, редактировал сцены "под себя". И это было так искусно сделано, что постановщик понимал: такой вариант лучше. Об этом говорил и Герасимов, снимавший Шукшина в картине "У озера". Все шукшинские сцены в готовом фильме по сравнению со сценарием сильно изменены.
- Ушедший недавно от нас актер Иван Рыжов (глава семьи Байкаловых в "Калине красной") вспоминал, что однажды рассказал Шукшину историю из своего деревенского детства, когда он тяжело заболел тифом. Мама накрыла его рогожкой и стала тихонько молиться: "Господи, прибери его!" А маленький Ваня это услышал и тоже стал тихонько молиться, но наоборот: "Нет, Господи, не прибирай меня, не надо!" Через месяц Шукшин случайно встретил Рыжова на студии и сказал: "Это она из жалости". "Кто - она?" - не понял Иван Петрович, который давно и думать забыл об этом эпизоде. А Василий Макарович все это время не мог успокоиться. Тогда Рыжов стал предупреждать всех знакомых Шукшина, чтобы те не рассказывали ему "впечатлительных" историй...
Ю. В.: Василий был очень эмоциональным, на все отзывчивым человеком, многое принимал близко к сердцу. Его мама Марья Сергеевна рассказывала нам, как Шукшина однажды позвали выступить в колонии для малолетних преступников под Бийском. Так он потом трое суток не мог прийти в себя. Может, именно те переживания стали толчком для "Калины красной"...
Р. А.: Духовное наследие Шукшина захватило стольких людей и такие плоды принесло, что переоценить это невозможно. Его произведения не нуждаются в рекламе, они и так востребованы нашим народом. И Шукшинские чтения никто специально не организовывал. Просто в очередной день его рождения, 25 июля 1975 года, тысячи людей сами пришли на гору Пикет рядом с шукшинским селом Сростки. Это потом уже, задним числом власти оформили как официальное мероприятие. А что касается нас с Юрой, то встреча с Василием перевернула нашу жизнь.
Беседу вел


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников