ОН ЕЩЕ И ПОЕТ

Середина июля - мертвая пора на телеэкранах. Популярные программы и их авторы в отпусках. Премьер почти нет, сплошь повторы. Каналы готовятся к новому сезону, который откроется не раньше сентября. Тем, кто привык каждодневно проводить по нескольку часов перед домашним экраном, "чего-то не хватает".

И все же нет худа без добра. В летние месяцы ТВ вынужденно возвращает в эфир программы, не имевшие прежде рекордных рейтингов. Те, что стояли в премьерном показе в позднее ночное или утреннее время.
Произведения, о которых я говорю, относятся к жанру, который в былое время считался одним из самых уважаемых на ТВ. Это, в частности, жанр телевизионного портрета: передачи или документальные фильмы о людях - не только, кстати сказать, знаменитых. В последнее время их потеснили в эфире сплошь "звездные" персонажи. Телевизионщики, правда, не учитывают одного: создание глубокого и точного портрета в этом случае гораздо сложнее, поскольку зрители неплохо знают портретируемого.
Неудача показанного в понедельник фильма "Андрей Тарковский" как раз из этого ряда. В нем, кажется, есть и фрагменты из картин-шедевров режиссера, и подробности его жизни, но эти осколки не складываются в цельную и точную картину. А "Чародей танца", посвященный Махмуду Эсамбаеву, к сожалению, и вовсе оказался простым набором эффектных танцевальных номеров, зафиксированных телекамерой.
В последнее время выяснилось, что гораздо проще и много эффективнее создавать на экране портреты с помощью самих героев. Недаром на каждом канале есть программы, где знаменитости дают интервью тележурналистам. В эти дни поклонники "Ночного полета" Андрея Максимова имеют возможность увидеть самые удачные выпуски. Особенно хороши те из них, где гостями студии оказываются люди театра: тележурналист сам пишет пьесы, мир кулис ему близок и понятен.
Удобно расположившись в мягком кресле, он ведет с гостями неспешную, доверительную беседу. Доброжелательность, эрудиция позволяют Максимову без видимых усилий вызывать собеседников на откровенность. Так, с актрисой Евдокией Германовой они сразу же начали говорить о... смерти, и это, как ни странно, помогло оценить своеобразие ее необычного таланта. А академик-индолог Григорий Бонгард-Левин признался в своей особой привязанности к поэзии Лермонтова, и литературные вкусы героя стали весьма существенными в раскрытии его личности. В "Ночном полете" вообще тесно переплетаются прошлое и настоящее, высокое и повседневное, конкретное и абстрактное. Гости открываются ведущему так, будто они с ним успели, что называется, вместе пуд соли съесть.
"Кумиры" Валентины Пимановой рассказали на минувшей неделе о Евгении Меньшове, которого зрители привыкли видеть одним из ведущих популярной "Песни года". Жесткость рамок, в которые поставлен он во время гала-концертов, мешает нам разглядеть дарования этого актера. Иногда даже начинает казаться, что на его месте мог бы выступить любой. Передача "Кумиры" позволила не только убедиться в разнообразии интересов и способностей актера, успевшего немало поработать и в театре, и в кино, но и узнать его позицию в области вызывающей постоянные споры поп-музыки. А еще неожиданно выяснилось, что Меньшов обладает неплохим голосом и сам недурно поет.
По телевизионной форме "Кумиры" - уже не диалог, а, скорее, монолог героя с небольшими комментариями ведущей. На примере этой программы нетрудно заметить, что телевизионный портрет начинает тяготеть к автопортрету. Таковым является фактически превосходный цикл "Линия жизни", где в минувшую пятницу с успехом выступил Эдвард Радзинский. И хоть он хулил себя как актера, уверяя, будто использует всего лишь три привычных штампа, его часовой монолог о жизни и искусстве был не только серьезным по содержанию, но и эффектным по форме...
И все же при очевидной эволюции телевизионного портретного жанра в сторону монолога традиционная форма продолжает жить. В четверг на канале ТВЦ был показан новый фильм известного теледокументалиста Игоря Шадхана "Нарком", посвященный столетию знаменитого Петра Ломако, который почти полвека, еще с довоенной поры, возглавлял отечественную цветную металлургию. В ленте в хроникальных кадрах встала история нашей страны, в многочисленных свидетельствах современников поднялась могучая фигура создателя отрасли промышленности, в которой мы заняли ведущее место в мире.
...Кстати, после смерти Ломако отрасль не пополнилась ни одним новым крупным предприятием.