ВСЕ КАК В ПРОРВУ

Как идут реформы, растет ли благосостояние граждан - об этом можно судить, оценивая ситуацию на потребительском рынке. Этой теме был посвящен "круглый стол" в Торгово-промышленной палате (ТПП).

Председатель комитета по развитию рынка ТПП Александр Борисов огласил последние сводки с потребительского рынка. Оказывается, дороже всего нам обходятся продукты питания. На их покупку граждане ежегодно тратят 84 млрд. долларов. На одежду и обувь - 25 млрд., на товары для дома - 22 млрд. Пока только четвертое место занимают жилищно-коммунальные услуги (14,5 млрд.) Далее идут медицинские товары (10 млрд.), транспорт (9,5 млрд.) На спиртные напитки тратим 6,4 млрд., чуть меньше на образование - 6 млрд. долларов.
Судя по данным статистики, на долю Москвы приходится треть всего российского потребительского рынка. Правда, предупреждает Борисов, надо иметь в виду, что столица - единственный город, где наведена дисциплина в использовании контрольно-кассовых аппаратов.
Главным покупателем, как и во всех странах, в России является средний класс: от 60 до 90 процентов потребительского рынка. "Средний класс, - говорит зам. директора маркетингового агентства "Эксперт-Дата" Андрей Саусведрис, - это те люди, которые благодаря образованию и профессиональным качествам сумели адаптироваться в условиях рыночной экономики и обеспечить свои семьи. Они живут своим трудом и надеются только на свои силы". По оценке агентства, к этой категории относятся семьи, в которых на душу приходится свыше 250 долларов (для Москвы - 350 долларов). Если верить этой классификации, то в столице средний класс составляет 60 процентов населения, в Питере - 36 процентов, в Екатеринбурге - 35 процентов. Но вот в глубинке такие доходы в лучшем случае получают 10-15 процентов населения.
Сегодня одной из самых насущных проблем стала борьба отечественных производителей за отечественный рынок. Это стало ясно, когда слово попросили обувщики.
- На нашем рынке одежды и обуви 80 процентов составляет импорт, - говорит предприниматель Евгений Чекалин. - Вовсе не потому, что мы не умеем делать такую же обувь, как итальянские, немецкие, французские производители. Но многие наши предприниматели, собрав капиталы и купив лицензии на технологии, сегодня работают в основном за кордоном. Потому что у нас нарастает монополизация российского рынка сбыта крупными западными компаниями. Они руками своих российских партнеров просто вышибают представителей малого и среднего бизнеса из торговых центров.
Я окончил МЭИ в начале 90-х, "работал" "челноком", потом освоил модельный бизнес в Италии и, набравшись опыта, открыл обувное предприятие в России. Однако вскоре возникли "сложности": нас просто ограбила одна крупная фирма. Все мои попытки восстановить справедливость не увенчались успехом: суд просто подкупали. Поэтому многие открывают предприятия в Китае, Вьетнаме. Там нет таких проблем. Можно спокойно вкладывать деньги в производство, никто у тебя на следующий день его не отберет.
Сегодня в России, по данным статистики, производится 40 млн. пар обуви и еще 40 млн. пар завозится из-за рубежа. А продается, по оценке экспертов, 220 млн. пар. Получается, что большая часть обуви - "левый" импорт. Неудивительно, что в таких условиях легальные производители разоряются или уходят за кордон и соответственно там платят налоги. Неужели власть не может защитить отечественного производителя?
- Я готов подписаться под каждым вашим словом, - подвел итог дискуссии председатель комитета ТПП, советник мэра Москвы Александр Борисов. - Сделаю, что смогу, чтобы попытаться исправить ситуацию.
Вопрос, почему этого не делают представители власти, остался открытым.