"НЕ ПОЙДУ ВОДИТЬ АВТОБУС ДАЖЕ ЗА 200 ТЫСЯЧ..."

Согласно официальной статистике 55% сотрудников предприятий наземного транспорта в Москве являются иностранцами. Не отнимают ли они рабочие места у москвичей? За ответом "Труд" отправился в один из автобусных парков Юго-Восточного округа.

В ремонтных цехах 2-го автопарка прохладно даже в жаркий солнечный день. Здесь автобусы проходят осмотры перед выходом на маршрут, а раз в месяц и капитальный ремонт. Пахнет солидолом и резиной. Один из рабочих возится с огромными покрышками.
Большинство рабочих цеха - бывшие водители, но никто из них, по их собственным словам, не желает вернуться к прежней профессии. Объяснение у всех одно: в цехе "интереснее и спокойнее", и вообще "водить автобусы - не мое".
- Не пошел бы водить автобус и за 200 тысяч, - говорит бригадир кузовного цеха Володя. В семье он работает один: жена - домохозяйка, дети еще маленькие.
- А сколько вы получаете?
- Коммерческая тайна, - лукаво улыбается он.
- Но ведь меньше водителя?
- Могу и столько же получить, все зависит от выработки.
- И часто у вас выработка такая, что выходит не меньше?
- Ну... бывает.
Средняя зарплата работника цеха на предприятиях Мосгортранса, по словам заместителя гендиректора Евгения Адамова, составляет15-18 тысяч рублей.
- Вы лучше Толика спросите, он бы в водители наверняка пошел. Правда ведь, Толь? (Кругом смех.)
- Почему сразу я? Не хочу я в водители! - защищался смущенный Толик.
- Даже за 150 тысяч в месяц не пошли бы? - не сдавалась я.
- Не пошел бы!
- А я бы пошел за 150 тысяч, - мечтательно произнес слесарь Илья, - поработал бы несколько месяцев, накопил бы на дачу - и до свидания!
- Как, в водители пошел бы? Пассажиров возить? Смотри, она записывает: сейчас припечатают тебе водителя! - раздалось со всех сторон вперемешку со смехом.
Слово "водитель" у работников цеха вызывает такую же реакцию, как табуированная лексика у хорошо воспитанных детей. О профессии водителя в цехе ходят страшилки.
- Их постоянно лишают премии, - рассказывает Володя, - штрафуют за любую мелочь: башмак не поставил, выехал с выключенными фарами, покурил не в том месте, или бабуся какая-нибудь пожалуется.
Фуркат помнитвас в лицо
Водитель Фуркат, гражданин Узбекистана, имеет высшее техническое образование. Это не редкость среди московских водителей-иностранцев. В Узбекистане средняя зарплата - 37 долларов в месяц, тогда как в Москве рядовой водитель автобуса получает более 2 тысяч долларов.
Любое знакомство Фуркат начинает с вопроса "Где вы живете?", затем, вглядываясь вам в лицо, пытается вспомнить, на каком маршруте он мог вас видеть. За четыре года работы он выучил почти все маршруты в городе. Сопровождавшую меня сотрудницу офиса Фуркат признал сразу: она оказаласьего постоянной пассажиркой. Но меня водитель автобуса не смог припомнить.
- И многих пассажиров вы знаете в лицо?
- Из тех, кто регулярно ездит по моему маршруту, почти всех, с некоторыми мы даже здороваемся. Хорошо знаю, например, пацанчика лет четырех, он всегда с дедушкой ездит и почему-то очень напоминает мне мою дочку Азизу. Как увижу его - сразу настроение поднимается.
Фуркат - единственный, чья зарплата не была "коммерческой тайной":
- Меньше 50 тысяч не получаю.
- Вот видите! Я, работая в офисе, получаю гораздо меньше, - оживленно подключилась Татьяна. - У нас там не очень много платят.
- Это правильно, - поучительно заметил Фуркат, - женщина должна получать меньше мужчины.
Для водителя главное - сохранить премию, в этом случае зарплата водителя автобуса достигает 60 тысяч рублей, троллейбуса - 50, трамвая - 40.
- А как часто водителя лишают премии? Говорят, что за каждую мелочь?
- Меня за четыре года лишили дважды. Кого-то, может, лишают и чаще: есть ведь несобранные водители.
- А за что вас лишали? Пассажиры пожаловались?
- Нет, из-за того, что в парк приехал с нагоном (т.е. раньше времени). По городу выше 20 км/ч ездить не разрешается. Правда, вычли у меня копейки - то ли 300, то ли 700 рублей - уже не помню. А из-за жалобы пассажира просто так не накажут, сначала проверят, да и штрафуют только за систематические жалобы. Однажды во время остановки пассажир замешкался и не успел выйти, а на меня подал жалобу, что я вообще не открывал двери. Однако во всем разобрались. А вот одну мою знакомую, которая водит трамвай, оштрафовали за то, что на остановках она слишком быстро закрывает двери и пассажиры не успевают выйти.
С пассажирами Фуркат старается не спорить и конфликтные ситуации по возможности обращает в шутку, а если не удается, старается просто промолчать.
Каждую зиму Фуркат ездит домой, в Самарканд и каждый раз думает, что уезжает насовсем. На родине ему лучше, чем в Москве.
- Но деньги кончаются, и я возвращаюсь. Мои дети там, а я должен зарабатывать. Все сюда возвращаются ради заработка. Вон пошел парнишка из Таджикистана, - Фуркат указал на мужчину лет сорока, - у него тоже семья на родине.
Через два часа Фуркат выходит на маршрут. Он работает во вторую смену, а в парк пришел пораньше по просьбе "Труда".
цифры
СРЕДНЯЯ ЗАРПЛАТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МОСГОРТРАНСА, РУБЛЕЙ В МЕСЯЦ*
50 000
водитель автобуса
40 000
водитель троллейбуса
35 000
водитель трамвая
20 000
жестянщик
20 000
автослесарь
18 000
автомеханик
*после уплаты налогов
Источник: ГУП "Мосгортранс"