Сериал «Пересади чиновника!»

Российские власти решили нанести двойной удар по «автомобильным аппетитам» отечественных чиновников

Попыткам государства умерить аппетиты чиновников при покупке служебных авто нет числа. На этот раз российские власти решили нанести двойной удар. В Госдуме дорабатывается законопроект об ограничении предельной стоимости закупаемых государством машин 3 млн рублей (вот она, скромность!), а глава правительства подписал постановление о запрете госзакупок иностранных авто. Как бы в продолжение такого курса президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон сообщил: с 1 августа топ-менеджеры концерна пересаживаются на авто марки Lada...

Запрет для чиновников, правда, не распространяется на иномарки, которые собираются в России. Сейчас в стране работает 18 заводов, осуществляющих сборку машин под иностранными названиями. Представлены почти все мировые бренды. К примеру, так любимые нашими чиновниками BMW собираются в Калининграде, Audi — в Калуге и Нижнем Новгороде, Toyota и Nissan — в Питере и Владивостоке. Так что под закупочное табу попадут лишь Mercedes и флагманские Audi 8-й серии, которые в России пока не собираются (но, кстати, Mercedes сейчас ведет переговоры о начале выпуска элитных седанов S-класса в Москве на ЗиЛе).

Это сейчас. К 2017 году ситуация может в корне измениться. Премьерское постановление четко определило, по каким критерием машина, собираемая в России, становится автомобилем отечественного производства. Про «отверточную сборку», когда в страну завозятся практически готовые авто, на которые остается привинтить бамперы и установить фары, придется забыть. Правительство обозначило 11 этапов производства автомобилей: монтаж силового агрегата, передней подвески, задней подвески, выхлопной системы, рулевого механизма, электрооборудования, отделка салона, сварка кузова, окраска кузова, сборка кузова и обязательное проведение контрольных испытаний готовых транспортных средств. С 1 января 2017 года любая машина, желающая стать отечественной, должна пройти все эти этапы. Вот только будут ли готовы мировые автогиганты, гордящиеся качеством своих изделий, доверить сварку и покраску кузовов российским рабочим?

Между тем медведевский запрет распространяется не только на легковые авто. Под него подпадает вся спецтехника — краны-трубоукладчики, бульдозеры, экскаваторы, грейдеры, катки-асфальтоукладчики, погрузчики, машины для уборки городов и многое другое. В список попали даже кареты «скорой помощи» и пожарные машины. Эксперты затрудняются с ответом, насколько был продуман этот шаг и сможет ли наша автопромышленность наладить выпуск, к примеру, своих реанимобилей и тяжелой автодорожной техники. Поживем — увидим. Вздохнуть спокойно могут разве что мотопод-разделения дорожно-постовой службы. Им «железных коней» как покупали за границей, так и будут покупать. Мотоциклы и квадроциклы под медведевский запрет не попали...

Если с постановлением правительства все более или менее понятно, то депутатская инициатива вызывает множество вопросов. Напомню: в ноябре 2013-го в первом чтении был принят законопроект о внесении изменений в федеральные законы, регламентирующие госзакупки. На данном этапе депутаты предлагают запретить закупку или аренду легкового авто, цена которого превышает 3 млн рублей. Сейчас же они хотят разработать «табель о рангах», где расписать, чиновник какого ранга может претендовать на авто за 3 млн, а кому придется ограничиться «персоналкой» за 1, 2 млн (именно эта цена обсуждается как нижний предел).

Но в рассматриваемом Думой законопроекте, как это бывает, заложен подводный камень — «указанное ограничение не распространяется на легковые автомобили, к которым предъявляются особые технические требования, связанные с целями их использования». Так что пересадить кого-нибудь из министров силового блока на бюджетную машину не получится. Если в законопроекте не убрать эту лазейку, то и лесники будут требовать не «УАЗы», а Cadillac Escalade и Chevrolet Tahoe. Так что здесь законотворцам нужно крепко подумать, а то вместо «как лучше» получится «как всегда»...

Есть и другая лазейка. Запреты распространяются исключительно на новые авто. Купить подер-жанную машину иностранного производства никто не запрещает. При вторичной продаже машин цену определяет не завод-изготовитель или дилер, а продавец. В этом случае может оказаться, что элитная иномарка, предназначенная для «любимого» чиновника и простоявшая месяц в чьем-то гараже, будет стоить меньше 3 млн.