09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-4...-6°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВИДИМОСТЬ "НОЛЬ"

СЕВЕРОМОРСК
Чтобы добраться до закрытого Североморска, надо попросить таксиста высадить

СЕВЕРОМОРСК
Чтобы добраться до закрытого Североморска, надо попросить таксиста высадить тебя примерно за километр до контрольно-пропускного пункта. Так мы и сделали. Потом пешком через лесок, по тундре. Такси уже ждет у кладбища. Дальше Североморск.
Первая остановка на причале, где пришвартован плавучий госпиталь - судно "Свирь". Никого нет. Поднимаемся на судно по трапу. Вдруг появляется офицер и загораживает нам путь: "Как вы сюда попали? К нам нельзя, судно специальное, нужен пропуск. Да и нет тут никого..."
Рядом со "Свирью" стоит кораблик, на борту которого написано: "СБ - 406". Понимаем, это спасательный буксир. То, что нам и надо. Угрюмый спасатель не хочет называть своей фамилии. Он поначалу вообще не хочет разговаривать, а потом вдруг в сердцах бросает: "Нет у нас настоящей спасательной службы..." В 95-м году списали последний корабль, с которого можно было опускать водолазов на большие глубины - больше ста метров.
У соседнего причала стоит еще одно спасательное судно - "Памир". Говорят, оно потащит понтон в район бедствия, когда придется поднимать затонувший "Курск". И правда, краны грузят понтон. Рабочие уверяют, что на доставку его в район бедствия понадобится не меньше недели... О водолазах-глубоководниках тут никто ничего не знает - нету их.
На выезде из Североморска такси останавливает гаишник.
- Кто такие? Документы!
- Свои, свои, - кричит ему наш таксист, и мы спокойно проезжаем.
МУРМАНСК
Любая трагедия должна чему-то учить. Чему научит эта?
Вопрос совсем не праздный. А не выходит он у меня из головы после резких слов, сказанных глубоководным водолазом Юрием Фильченковым. Этот человек был первый, наверное, кто сказал на всю страну о том, что Северный флот не имеет глубоководной спасательной службы. Нет ее и в гражданских организациях. История, которую поведал журналистам профессионал, печальна. Фильченков был ее свидетелем. 14 лет он работал в солидной и мощной организации "Арктикморнефтегазразведка". Еще 5 лет назад водолазы этой компании могли работать на глубине до 300 метров. В свое время они поднимали со дна обломки "Боинга"... По мнению специалиста, в Мурманске и сейчас остались профессиональные водолазы-глубоководники, которые бы могли помочь вызволить из плена ребят, если бы их подключили к работе сразу.
-Я звонил в штаб Северного флота, - говорит Юрий Фильченков. - Спрашивал: будут ли работать водолазы? Там ответили, что такой информацией не обладают. А я за 2 часа в Мурманске смог бы собрать экипаж из 4 парней и через 12 часов мы показали бы, как работают профессионалы. Без человеческих рук под водой ничего не сделаешь...
Перед тем как идти на пресс-конференцию, которая была назначена на 8 вечера, еще раз вспоминаю слова Юрия Фильченкова: "Военные водолазы со своим снаряжением могут работать на глубине только до 60 метров. Водолазы-глубоководники уничтожены как класс, и это в некогда мощной державе на пороге третьего тысячелетия. Позор!"
На пресс-конференции спрашиваю начальника штаба Северного флота Михаила Васильевича Моцака: "Есть ли все-таки на Северном флоте глубоководные водолазы?" Начштаба отвечает честно: "Нет!" Задавать вопрос о состоянии спасательной службы Северного флота уже нет вроде и смысла: если в ней отсутствует такое звено, как глубоководные водолазы, то о каком состоянии можно говорить? И все же спрашиваю: хватает ли средств на ремонт и поддержание кораблей спасательной службы, которые моряки зарабатывают, например, у " ЛУКОЙЛА"?
- Да мы не только у "ЛУКОЙЛА" зарабатываем. Собираем деньги где придется...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников