УСЕЧЕННЫЙ САММИТ

Спешный отъезд Владимира Путина в Москву в первый же день Ялтинской неформальной встречи глав государств СНГ перекроил планы их работы. Многое из того, что намечалось на 19 августа, пришлось в спешном порядке сместить на 18-е. Ливадийский дворец, вычищенный до блеска еще за месяц до саммита, так и не собрал за одним столом всех высоких гостей. Переговоры проходили в президентской резиденции Леонида Кучмы "Заря" в Форосе.

Самым напряженным был график двусторонних встреч у В.Путина. Он провел восемь бесед с глазу на глаз. Наиболее продолжительным было общение президента России с президентом Украины. Беседа в основном касалась двусторонних экономических отношений. Лидеры государств, судя по всему, не обходили острых углов, не скрывали, что здесь есть важнейшие вопросы, требующие их личного вмешательства. Прежде всего по части реструктуризации долгов, механизма их погашения, в области тарифной политики, хотя это, в относительно нормальной, отлаженной ситуации - прерогатива правительств.
После того как Сапармурад Ниязов отказался прибыть в Крым (и намечавшийся визит Леонида Кучмы в Ашхабад теперь под вопросом), для Украины проблема обеспечения энергоносителями в преддверии зимы становится еще напряженнее. Тем более что до сих пор с российскими компаниями не заключен договор по поставкам газа на четвертый квартал. По словам Л. Кучмы, те условия, на которых предлагается заключение очередных контрактов на транспортировку энергоносителей, для Украины не приемлемы. Чем закончится переговорный процесс правительственных делегаций обеих стран, которым президенты пообещали "дать новый импульс", ибо "ранее он иногда пробуксовывал", - трудно сказать.
Судя по тональности ответов Леонида Даниловича на вопросы журналистов , он остался не очень доволен итогами обсуждения с Владимиром Путиным газовых проблем, особенно по части реструктуризации долгов. Жесткие требования Москвы ускорить погашение задолженности вызывают у Киева явное раздражение, особенно при мысли, что за долги, возможно, придется расплачиваться частью собственности своих нефтегазовых транспортных систем и нефтезаводов. Дала ли встреча В.Путина и Л.Кучмы толчок проекту создания российско-украинского газотранспортного консорциума, станет известно позже. По идее инициаторов этого проекта, он должен завязать в единое целое весь комплекс проблем и обеспечения Украины энергоносителями, и погашения долгов, и лучшего использования транзитных магистралей.
Что касается итогов других двухсторонних встреч глав государств СНГ, то, как сказал журналистам Нурсултан Назарбаев, лидеры стран Содружества выражают надежду, что СНГ как экономическое сообщество станет на нормальные рельсы, превратится в действенный экономический механизм. Президент Казахстана выступает за создание единого экономического пространства на территории Содружества. СНГ 10 лет существует, подчеркнул он, государства стараются наладить отношения, поверив в самих себя, - и это главное достижение Содружества.
Но чтобы наполнить его практическим содержанием, нужно создать зону свободной торговли. Отсутствие ее, считает Леонид Кучма, не дает дополнительных возможностей для усиления самой структуры СНГ. Из-за этого вместо центростремительных сил с каждым годом наращиваются центробежные силы. По мнению президента Украины, после московского саммита глав государств СНГ "ничего позитивного (с украинской, понятно, точки зрения) не добавилось, наоборот, растут негативные процессы. Непринятие решения по свободной экономической зоне приведет наши отношения в тупик, мы вынуждены искать другие рынки, так как наши товары становятся неконкурентоспособными на том же российском рынке".
Трагедия в Баренцевом море и досрочный в связи с ней отлет Владимира Путина из Крыма значительно снизил кпд саммита "без галстуков". Журналисты окрестили его "усеченным". На ялтинской встрече глав государств Содружества не было принято ни одного серьезного решения, которое бы касалось всех стран СНГ. Единственный документ, под которым поставили подписи все девять президентов, - обращение в адрес "саммита тысячелетия" под эгидой ООН, который состоится в сентябре в Нью-Йорке.