10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВОЗВРАЩЕНИЕ СОБСТВЕННИКА

Лужков Юрий
Опубликовано 01:01 22 Августа 2001г.
Объединенная сила граждан всегда окажется более способной обеспечить общественное благосостояние народа, нежели правительственная властьА. де Токвиль.

Сегодня, когда речь заходит о реформе жилищно-коммунального хозяйства, вольно или невольно вспоминаешь 1997 год, когда тоже пытались провести реформу ЖКХ. Только что сформированное правительство "молодых реформаторов" провело в мае специальное заседание, посвященное этому вопросу. Заседание было по-своему уникальным - за все 90-е годы на пальцах одной руки можно пересчитать случаи, когда заседание правительства вел лично президент. Уже один этот факт говорил о том, какое значение придавалось тогда этой реформе.
Все ее концепции принимались, помню, с неподдельным юношеским задором. Казалось, все было впору и по плечу. Уже к 2003 году реформа должна была завершиться всеобщей 100-процентной оплатой услуг ЖКХ и иными благами стремительной либерализации коммунального хозяйства. Обещали даже, что бедные от реформы только выиграют, не говоря уже о богатых.
Однако вся реформа ЖКХ по существу сводилась к достижению 100-процентных платежей от населения. А абсолютно не решала ни одну из проблем, которые стояли перед этим важнейшим сектором экономики. Москва заявила о том, что такую реформу ждет провал. И я открыто заявлял о том, что правительство явно пустилось в пляс не с той ноги, а ценой реформы ЖКХ "по-немцовски", как, впрочем, и ряда иных примеров младореформаторского порыва, будет отставка правительства и экономический кризис.
Больше всего настораживало, что реформу собирались проводить без человека и уж, конечно, не для его блага. Более того, у людей к пресловутому 2003 году, а то и раньше просто не оказалось бы денег, чтобы осуществить мечту радикал-реформаторов о 100-процентной оплате ЖКХ, которую они продолжали отстаивать с упорством, достойным лучшего применения.
В конце концов здравый смысл, как говорится, бочком-бочком, но восторжествовал: разрушительная реформа образца 1997 года не прошла. Но неприятный осадок в памяти людей она оставила стойкий. И сегодня, начиная реформу заново, приходится учитывать то недоверие, которое испытывают наши сограждане по отношению к самой идее преобразований в жилищно-коммунальной сфере.
У РЕФОРМЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ДОСТОЙНЫЕ ЦЕЛИ
И ведь не случайно испытывают. Несколько месяцев назад, когда снова зашла речь о реформе ЖКХ, разговор пошел о пресловутых 100 процентах оплаты коммунальных услуг. В результате чуть не наступили на те же грабли - еще не начали реформу, а уже сильно испугали всех. Не случайно по некоторым опросам общественного мнения более 80 процентов граждан считают, что реформа ЖКХ не приведет ни к улучшению качества услуг, ни качества жизни вообще.
Надо наконец осознать, что сфера ЖКХ носит далеко не только экономический характер. Да, здесь фокусируются проблемы естественных монополий, структурные и ценовые деформации нашей экономики, вопросы межбюджетных отношений и т.д. Однако еще важнее понять, что именно в сфере жилищно-коммунального хозяйства сосредоточены повседневные интересы людей.
Поэтому нам нужно менять саму, так сказать, философию жилищно-коммунальной реформы. 100-процентное перекладывание финансового бремени по содержанию жилищно-коммунального хозяйства с бюджетной системы на население нас не спасет. Ну а если кто-то уж слишком привержен цифрам и процентам, то давайте улучшим условия жизни людей пусть не на 100 процентов, а хотя бы вполовину.
Реформа должна вести к рационализации затрат, которые государство и общество несут на обеспечение условий жизни населения, должна обеспечивать введение конкурсных, рыночных начал в размещении заказов на обслуживание жилья. Она призвана запустить в сфере ЖКХ новые экономические механизмы и социальные программы, которые в конечном счете научат работать саму систему ЖКХ, повысят ее эффективность, а для людей создадут новые возможности выбирать услуги и контролировать их качество, экономить свои коммунальные расходы и планировать их.
А что мы имеем сегодня? Если говорить прямо, в ЖКХ сохраняются все основы созданной в советское время виртуальной экономики. По-прежнему работает дотационный механизм, развращающий и подтачивающий всю систему. В свое время советское государство перестало платить людям деньги за труд и одновременно милостиво согласилось брать копейки за коммунальные услуги. Бюджетными дотациями власть откупается от монополистов, которые никак не зависят от потребителя и качества оказываемых услуг. В этой ситуации те же энергетики никак не заинтересованы в том, чтобы сокращать свои расходы и повышать эффективность использования ресурсов. Эксплуатационным организациям все равно, сколько воды протекает через трубы, сколько электричества расходуется впустую и сколько тепла идет на обогрев не домов, а сугробов. В результате перерасход всех ресурсов колоссальный, и тут же рядом постоянные стоны энергетиков и коммунальщиков об убыточности, а также реальная нехватка газа, угля, электричества и тепла в отдельных районах страны.
Всю эту ситуацию нужно менять. Граждане должны меньше зависеть от государства в решении своих жилищных и коммунальных проблем, получить эффективные рычаги влияния на стоимость и качество обслуживания. Одновременно нужно отказаться от принципа безумного дотирования государством системы ЖКХ, чтобы у энергетиков, коммунальщиков возникла необходимость деньги не получать, а зарабатывать, ресурсы - не растрачивать, а эффективно расходовать, затраты - не раздувать, а минимизировать. У людей же должны появиться стимулы сокращать потребление, заботиться о своем доме.
У ДОМА ДОЛЖЕН БЫТЬ ХОЗЯИН
Начиная реформу, мы должны ясно понимать, где тот стержень преобразований, на который нужно опереться. Мне кажется, что такой стержень есть, и нам очень важно его выделить и работать в первую очередь над его укреплением. В чем он? В том, чтобы в ЖКХ появился новый субъект - человек. Сейчас его там нет, и от этого все беды. Парадокс, но факт: по сути, сегодня граждане не являются участниками той самой жилищно-коммунальной системы, которая вроде бы существует как раз для них. Сегодня люди - просто плательщики. Они не нужны ни ДЭЗам, ни производителям тепла, электричества и иных услуг. Люди им нужны только один раз в месяц в сберкассе, чтобы оплатить услуги.
Нам сегодня не хватает одного, но главного элемента жилищно-коммунальной системы - собственника жилья, хозяина жилищного фонда.
Главной, базовой технологической единицей системы ЖКХ является дом. И этому обычному городскому многоквартирному дому нужен единый хозяин, нужен домовладелец и домоуправитель. Необходимо возрождение этих старых и подзабытых понятий, на которых, однако, держатся социальный порядок и спокойный настрой нашей повседневной жизни.
Именно на этом уровне и необходимо строить реальные, практические основы общественной самоорганизации, местного самоуправления, прямого народовластия, о которых мы сегодня так много говорим как об основе демократического развития России и ее процветания.
Сегодня этот важнейший элемент отсутствует. Создание жилищных товариществ (ЖТ) в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума), включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание, является сегодня, скорее, целью, чем реальностью. Да и наши граждане пока не осознали, что такое собственность и что такое отношение к своему дому (а не только к своей квартире) как к собственному. Продолжает действовать принцип "все общественное, а значит, ничье". Ухоженность квартир за бронированными дверями и убогость подъездов создают кричащий контраст.
Поэтому алгоритм успешной реформы ЖКХ видится в том, чтобы резко усилить институт собственника, оказать мощную поддержку развитию жилищных товариществ. Собственность подразумевает и обязательства, и имущественную ответственность.
Но, будучи собственником, он должен быть и хозяином на рынке жилищно-коммунальных услуг. Он должен определять, кому и за что платить, чьими услугами пользоваться, как развивать и сохранять свое хозяйство. Поэтому, объединив жителей дома, ЖТ должны будут превратиться в основного аккумулятора денег, которые вращаются в жилищно-коммунальной сфере. На них должны быть замкнуты платежи населения за коммунальные услуги, а также принципы распределения жилищных субсидий.
В результате будет создана прочная финансовая и организационная база для развития договорных отношений и конкуренции в сфере ЖКХ. Товарищества превратятся в системе ЖКХ в заказчика услуг, который формирует сам рынок жилищно-коммунальных услуг и выходит на этот рынок со своим бюджетом.
Деньги наконец начнут работать в этой отрасли хозяйства, выполнять свои функции. Коммунальные платежи будут управляться самими людьми в своих собственных интересах. Одновременно не только появятся, но и начнут работать очевидные экономические стимулы в учете и регулировании потребляемых услуг, экономии, ресурсосбережении.
И это та самая искра, которая запустит мотор преобразования ЖКХ.
МОСКОВСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Таковы принципиальные подходы к реформе ЖКХ, которые мы отстаиваем. У них есть прочная практическая база: реальная работа в этом направлении идет в Москве уже несколько лет.
В столице, в отличие от других регионов, нет недофинансирования ЖКХ, а плата за коммунальные услуги сегодня не превышает 13 процентов месячного дохода семьи. Соответственно, наименее обеспеченные и наименее защищенные слои населения уже получают специальные субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. А в ходе реформы ЖКХ дотации, которые сегодня направляются жилищно-коммунальным службам, будут идти в виде субсидий непосредственно населению, на личные счета семей, квартиросъемщиков, на счета жилищных товариществ.
Сегодня у нас на каждый метр обслуживаемого жилья приходится в два раза больше работников, чем за рубежом. Иначе говоря, там, где справляться должен один, стоят и иногда - представьте себе! - даже работают двое. А над ними еще один-два чиновника, "обеспечивающие" эту работу. При этом расходы на содержание целой армии работников "вбиваются" в тарифы, а уровень обслуживания при этом так и остается низким.
Особое внимание в столице уже сейчас уделяется учету и экономии ресурсов. А в ходе реформы этот момент вообще становится одним из ключевых. Сегодня мы тратим на обогрев квартир в два раза больше тепла и энергии, чем за рубежом. Расход воды превышает все мыслимые пределы. Еще один парадокс: электричество одинаково стоит днем и ночью, а тепло обходится в одну и ту же сумму, вне зависимости от того, какая температура за окном.
Мы не столь богаты, чтобы экономить на учете. Во всех домах должны появиться приборы учета воды и тепла. Нужно наконец разработать и дифференцированные тарифы на оплату коммунальных услуг. Люди должны точно знать, сколько и чего они расходуют и сколько за это надо платить в той или иной ситуации.
Мы поставили конкретную задачу - отработать все эти меры в виде эксперимента в ряде районов Москвы. При этом преобразования в системе ЖКХ будут проводиться в разных районах в разное время, разными темпами и с применением разных, учитывающих местные условия методов.
За счет рационализации всей работы системы ЖКХ удастся получить до 30 процентов снижения дотационных расходов на эксплуатацию жилья. Более того, при переходе на новую форму оплаты коммунальных услуг многие будут платить за квартиру даже меньше, чем сейчас. Прежде всего это малоимущие, которые выиграют за счет того, что субсидии теперь пойдут не коммунальщикам, а самим людям.
ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
Конечно, в ходе реформы остается немало вопросов, в том числе и такой: будет ли все-таки происходить переход к той самой пресловутой 100-процентной оплате жилья?
Конечно, рано или поздно мы к этому придем. Платить полностью за услуги - это, в конце концов, нормально и соответствует экономическим законам, нарушение которых обходится слишком дорого. Но реальный вопрос заключается в том, когда и как это нужно сделать.
Убежден: реализовать принцип перехода на 100-процентную оплату возможно только после проведения всех мер, о которых шла речь, и обязательно одновременно с повышением жизненного уровня населения.
Вообще ориентиром и стержнем государственной политики в этом вопросе должен быть принцип сильного социального государства. Чтобы все запланированные сегодня реформы естественных монополий, образования, пенсионного обеспечения, ЖКХ состоялись, необходимо осуществить главную реформу - реформу отношения к людям и их интересам. Нам необходимо прежде всего "реформирование" заработной платы и доходов в целом. Недооценка труда - одно из фундаментальных препятствий для реформирования вообще.
Нужно сделать так, чтобы люди могли заплатить за газ, свет, коммунальные услуги, обеспечить себе достойную старость. И чтобы на те же самые коммунальные услуги не уходили все средства человека, чтобы ради оплаты электричества не отнимались от образования и отдыха детей последние деньги.
Что же касается людей состоятельных, то уже сегодня они могут и должны платить за коммунальные услуги в полном объеме. И уж, конечно, предоставление им субсидий и дотаций на оплату коммунальных услуг является не чем иным, как вульгарным образцом примитивного социализма.
А дотации надо направить именно тем, кто нуждается в этой помощи. Наименее защищенные слои населения должны получать реальные и весомые гарантии и поддержку со стороны государства, получать не размазанные на всех "по чуть-чуть", а достаточные субсидии для того, чтобы качество их жизни не страдало.
В конечном счете речь идет о принципиально иной философии наших реформ, которая должна наконец поставить государственную социально-экономическую политику с головы на ноги, вернуть ее на твердую почву реальной человеческой жизни. Только когда достижение высоких стандартов жизни населения будет осознано как главная цель любой реформы - тогда и будет обеспечено подлинное социально-экономическое развитие, а Россия станет обществом благосостояния для всех.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников