06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КУДА ПОЙДУТ "ЧЕЧЕНСКИЕ ДЕНЬГИ"?

Умаров Виктор
Статья «КУДА ПОЙДУТ "ЧЕЧЕНСКИЕ ДЕНЬГИ"?»
из номера 153 за 22 Августа 2001г.
Опубликовано 01:01 22 Августа 2001г.
Идет восстановление социальной сферы и экономики Чеченской республики. Делается это в рамках соответствующей федеральной целевой программы(ФЦП), которая уже реализована на 30 процентов.Недавно, 10 августа, правительственная комиссия, возглавляемая вице-премьером Виктором Христенко, в которую входит также министр по Чечне Владимир Елагин, подвела полугодовые итоги выполнения программы и скорректировала ее задачи на второе полугодие.

Было отмечено, что в этом году в республике собран рекордный урожай - более 240 тысяч тонн зерна, что на 190 тысяч тонн больше, чем в прошлом году. Восстанавливается система информационного обеспечения жизнедеятельности населения. Сегодня в республике принимаются телепередачи ОРТ, РТР и НТВ. Желающие могут пользоваться Интернетом. С сентября будет действовать сотовая связь. Выпускаются уже девять местных изданий общим тиражом 40 тысяч экземпляров. Но самое главное - стали регулярно выплачиваться зарплата и пособия, дети 1 сентября пойдут в школу.
Активно идут строительно-восстановительные работы. Налаживается добыча нефти. Восстановлены энергетическая система и автодорожное хозяйство. Собрано 300 млн. рублей налогов при плане 280 млн. рублей. Словом, постепенно Чечня возвращается к нормальной жизни.
В соответствии с поручением президента Российской Федерации важной задачей является сегодня создание условий для возвращения перемещенных лиц из Ингушетии в Чечню к зиме нынешнего года. При этом необходимо позаботиться о безопасности людей, обеспечить их жильем, на первых порах - средствами существования и, конечно же, трудоустроить работоспособных.
Очевидно, что из 149 тысяч жителей Чечни, находящихся в настоящее время в Ингушетии, вернутся домой, по расчетам, не более 90 тысяч. Это связано с тем, что среди беженцев - 40 тысяч человек ингушской национальности. Особо проблемную категорию составляют примерно 20 тысяч "кровников и родственников бандитов". Они, наверное, не захотят возвращаться...
Восстановлением жилья в республике занимаются местные власти и Объединенный штаб контртеррористических операций. В этом деле есть ряд непростых моментов, особенно тех, которые связаны с финансированием восстановительных работ.
До 23 июля, пока не был подписан приказ Минфина России о порядке финансирования в 2001 году, у Дирекции по ведению строительно-восстановительных работ в Чеченской республике в этом отношении были очень серьезные проблемы. Дирекция была создана в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 14 мая 2001 года как государственное федеральное унитарное предприятие. Все министерства и ведомства, которые являются госзаказчиками и исполнителями федеральной целевой программы строительно-восстановительных работ в Чеченской республике, должны вести свою работу через эту дирекцию. Целью ее создания являлось установление централизованного контроля со стороны правительственной комиссии за прохождением выделенных средств и налаживание координации всех строительных работ из одного центра.
Орган нужный, но эффективность его действий невелика. Причина тому - чехарда кадров. Происходит постоянная замена состава дирекции: то ее заполняют представители Кадырова, то люди Ильясова. Конца этому процессу не видно...
В этой связи понятно стремление председателя правительства республики С. Ильясова и полпреда президента В. Казанцева создать свою специальную комиссию в Южном федеральном округе. Понятно и стремление сосредоточить все средства по федеральной целевой программе у себя и распоряжаться ими по своему усмотрению. Между тем субъекты Российской Федерации не могут быть госзаказчиками федеральной программы. Хотя, конечно, помочь в решении определенных задач они и могут и должны.
Поскольку одной из основных задач при возвращении временно перемещенных лиц является ведение строительно-восстановительных работ, то основная часть бюджетных средств, предусмотренных программой, направляется именно на эти цели. В нынешнем году это 1,8 млрд. рублей, а в 2002 году - почти в два раза больше. Естественно, что С. Ильясов, не являясь госзаказчиком, не может в отличие от федеральных министерств, действующих под руководством правительственной комиссии, организовать и выполнить широкомасштабные работы по единому комплексному плану целостного восстановления республики. Для этого у него нет необходимых сил, средств и кадров. Однако вопреки этим обстоятельствам председатель правительства республики намерен возглавить "львиную долю" работ по строительству.
Сложность ситуации усугубляется специфическими обстоятельствами. События развивались так, что при отсутствии конституционного порядка на территории Чечни не было осуществлено разграничение форм собственности на федеральную и республиканскую.
В указе президента Российской Федерации говорится о передаче Чеченской республике по реестру объектов здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, культуры, правоохранительной системы, аграрно-промышленного комплекса и учебных заведений начальной и средней школы. Федеральная целевая программа не противоречит такой схеме: передача объектов запланирована, но только после их восстановления, как и предусмотрено приказом Минфина N 55н. О передаче контрактов и финансировании их в указе не говорится. Распоряжением правительства Российской Федерации N 1010 этот указ должен приводиться в исполнение федеральными органами исполнительной власти. В то же время в правительственном постановлении есть существенное отличие от указа президента. Госзаказчики, реализующие программу, должны передать только текущее финансирование правительству Чеченской республики.
Минимущество России уже подготовило для передачи на первом этапе 278 объектов. Окончательно это должно произойти до конца сентября текущего года. Затем последует череда следующих групп объектов. К середине 2002 года процесс разделения форм собственности предполагается закончить. И все было бы хорошо, если бы соблюдались требования, предусмотренные федеральной целевой программой, приказом Минфина и правительственной комиссией.
Правительство Чеченской республики и его председатель С. Ильясов желают иметь свои дополнительные средства и экономическую самостоятельность действий "для ускорения и повышения эффективности ФЦП". Но ведь они не определены госзаказчиком федеральной программы. Как уже говорилось, у республики пока нет своих сил, средств, кадров и даже бюджета. На ее территории нет парламента, нет промышленности, нет банковской системы. Иными словами, в сложившихся обстоятельствах субъект Федерации объективно не может располагать достаточно широкими полномочиями. В этих условиях (да и в соответствии с федеральным законодательством) он не должен быть госзаказчиком программы.
В четверг, 23 августа, на очередном заседании правительства Российской Федерации будет вынесена на рассмотрение федеральная целевая программа восстановления социально-экономической сферы Чечни на 2002 год. Объем финансирования восстановительных мероприятий составит около 4,5 млрд. бюджетных рублей.
Определенные круги в Минфине и Минэкономразвития, инициированные руководством республики, пытаются внести нужные им изменения в программу и предусмотреть передачу правительству Чечни всех видов финансирования объектов строительно-восстановительных работ.
Что в результате всего этого может получиться? Мы наступим на те же "грабли" во второй раз. Средства по восстановлению Чечни будут разобщены, контроль за ними затруднен. Выполнение пунктов программы правительство Чеченской республики обеспечить не сможет. В итоге, руководствуясь прошлым печальным опытом, можно предположить, что большая часть бюджетных средств вновь будет использована не по назначению. Это не проконтролируют ни Счетная палата, ни Главное контрольное управление, ни правительственная комиссия.
Из 4,5 млрд. рублей государство может потерять около 1,5 млрд. в 2001 году и до 2,8 млрд. рублей в 2002 году. Почему? Да потому, что в очередной раз "война все спишет". Ведь должного контроля, необходимых административно-организационных ресурсов, не говоря о промышленных мощностях, в республике все еще нет.
При таком положении дел поручение президента Российской Федерации, скорее всего, не будет выполнено должным образом и в срок. А значит, вынужденные переселенцы так и останутся надолго в лагерях. Намеченные продвижения в социальной сфере и экономике в соответствии с целевой установкой ФЦП и ее задачами вряд ли будут выполнены.
Кто за все ответит? "Отвечать", по-видимому, опять будут то ли боевики, то ли военные. Крайними при таких тенденциях окажутся также правительственная комиссия, ее руководство, Госстрой России независимо от реальных результатов их работы.
Сколько же раз можно повторять свои же ошибки? Ведь в ходе работ в первом полугодии программа уже скорректирована. Организационные вопросы отработаны в комиссии, в федеральном центре. Они согласованы между госзаказчиками и органами исполнительной власти республики. Решены вопросы финансирования программы Минфином России. И, по сути дела, уже начались полномасштабные восстановительные работы, которые обеспечат возвращение беженцев.
Ведь совершенно ясно, что при существующем в Чеченской республике порядке вещей, пока там не будет налажена система исполнительной и законодательной власти и не сформированы крепкие правоохранительная, контрольная и надзорная системы, - давать туда "живые деньги" просто нельзя. Подлежащие возвращению объекты передавать следует только после их централизованного восстановления. Как это и запланировано в федеральной целевой программе.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников