ВМЕСТЕ В ЕВРОПУ

Украина - в преддверии 10-летия своей независимости. Это повод для того, чтобы порассуждать об отношениях наших стран, о том, как они строились в предшествующий период и каким может быть их будущее.

Как государство, Украина строится заново. Большую часть своей истории она была связана с Россией. Предки украинцев столетия сами себя называли русскими православными. Именно там, в Киеве, впервые родилась русская государственность. Потом территория современной Украины была захвачена Литвой, Польшей и Австрией. Часть населения при этом была насильственно обращена в католичество в форме унии. Почти весь XVII век на этой территории шла война, в которую были вовлечены Польша, Турция, Швеция и Россия. Именно тогда родилось само название Украина - "окраина обитаемой земли", богатейший край, почти не населенный из-за постоянных набегов крымских татар.
Большинство населения в этих войнах склонялось к России, а элита колебалась между Россией, Польшей и попыткой независимости. В конце концов Украина пошла "под власть православного царя", но не как обычная губерния, а как автономия, с выборным гетманом. Но Москва быстро ликвидировала остатки автономии, и Украина - Малороссия стала просто краем, объединяющим обычные губернии.
В советское время украинцы, как и русские, и белорусы, считались полностью лояльными режиму. Украина стала одной из наиболее экономически развитых республик. Там и до сих пор лучшие дороги. Украинский язык был обязательным в школах в Украине...
В 1991-м в обстановке эйфории Украина объявила о суверенитете, и большинство граждан проголосовало за независимость. Тогда многие даже не понимали, за что голосуют, и потом сожалели, но пути назад уже не было.
Независимость Украины - необратимый исторический факт. Большинство граждан Украины (70 процентов) - и в этом кардинальное отличие от Белоруссии - убеждены в необходимости сохранения независимости. И вся украинская элита полностью стоит на платформе сохранения и укрепления независимости. Сегодня независимость Украины защищена не украинской армией, а всей системой международных отношений.
Это надо подчеркнуть особо, поскольку среди части российской элиты еще распространены настроения, рассматривающие украинскую независимость как исторический курьез, а саму соседнюю страну - как временно отделившуюся большую российскую провинцию. Слушая рассуждения московских экспертов о неспособности украинской элиты построить свою государственность, о возможности и даже необходимости разделения страны на западную и восточную, украинские политики могут справедливо расценивать их как имперские.
Отнять у Украины независимость уже никто не может, но научиться жить независимым государством еще предстоит. Высшее политическое руководство Украины часто принимает решения под прямым иностранным давлением. В частности, после требования советника Буша по национальной безопасности Кондолизы Райс и бывшего генсека НАТО Соланы Украина отказалась от очень выгодного ей контракта на поставку оружия армии Македонии. Отказалась только потому, что это не вписывается в концепцию НАТО.
Секрет полишинеля - что Виктор Ющенко был назначен на пост премьер-министра под давлением США, а когда пытались его уволить, то Солана специально звонил Кучме и просил оставить Ющенко. Один из идеологов американской внешней политики Збигнев Бжезинский прямо говорит, что контроль США над Украиной необходим, чтобы не допустить возрождения сильной России. Слава Богу, теперь у России в Киеве появился политический тяжеловес Виктор Черномырдин. Они с Кучмой старые друзья...
Украина вынуждена искать свой путь, лавируя между Россией и США, а в качестве стратегического курса выбрала путь в единую Европу. Главная проблема этого курса в том, что для интеграции в Европу недостаточно желания, нужно реформировать страну по европейскому образцу. А экономические и политические реформы в Украине вызывают большие нарекания европейских экзаменаторов.
Недостаток внутренних реформ Украина пытается компенсировать геополитическими играми. Она строит свою внешнюю политику по образцу Югославии во времена Тито. То есть пытается играть на противоречиях между Западом и Россией. Но Россия сегодня не хочет конфликтовать с Западом, и в особенности с Европой. Поэтому играть на противоречиях так же эффективно, как это делала Югославия, уже не получится. Украине удается немного шантажировать американцев, которые отделываются обещаниями. Но вера в то, что Запад оценит антироссийский пафос Украины, остается.
Одна из великих иллюзий украинской элиты, которая мешает Украине развиваться, - идея о том, что Украина может интегрироваться в Европу раньше России и отдельно от нее, используя страх Запада перед Россией.
Несмотря на многочисленные острые проблемы, Украина за 10 лет независимости добилась известных успехов. Здесь наблюдается не только политическая стабильность, но и серьезный экономический рост - за последний год 17 процентов. Республика по темпам роста сегодня обошла Россию и вышла на первое место в Европе. И все же уровень жизни ниже, чем в России, многие регионы вечерами погружаются во тьму - электричество дорого и отключается. Разрыв между богатыми и бедными еще выше, чем в России, масштабы нищеты удручающи.
Украине удалось пройти между угрозами стабильного авторитаризма и нестабильности. Леонид Кучма не наследник Леонида Кравчука - он победил первого президента Украины в честной борьбе на выборах. Но высокий уровень коррупции влияет на политическую ситуацию.
Политическая жизнь очень бурная и похожа на российскую. В марте 2002 года - парламентские выборы. Слева Компартия, которая регулярно получает треть голосов. Ее лидер, как и в России, вышел во второй тур президентских выборов. Справа два блока: "Наша Украина" во главе с бывшим премьером Виктором Ющенко (в нее вошли два РУХа) и умеренная прозападная партия "Реформа и порядок". Считается, что Ющенко тем самым сделал большую ошибку - он будет тащить националистов, которые в Украине непопулярны, а они будут его топить.
Другая коалиция правых - Фронт национального спасения (ФНС), где главная партия - "Батькивщина", а лидер - молодая и довольно симпатичная Юлия Тимошенко, "газовая принцесса", ходила в олигархах и вице-премьерах, была тесно связана и с Ющенко, и с другим бывшим премьером Павлом Лазаренко, который вынужден помогать американцам собирать компромат на украинских политиков. Ее отовсюду изгнали и начали уголовное преследование после того, как она сыграла ключевую роль в попытке переворота весной 2001 года с целью свергнуть президента Леонида Кучму и на его место поставить Виктора Ющенко. ФНС и был создан для организации революции по модели свержения Милошевича.
Реальная власть, как всегда, в центре. Его еще называют олигархическим центром. В Украине олигархи взяли под контроль не только СМИ, но и целые партии. "Блок четырех" включает в себя пропрезидентскую Народно-демократическую партию, которая имеет гарантированный административный ресурс, партию донецкого клана - "Возрождение регионов" во главе с Николаем Азаровым, главой налоговой службы Украины, и партию днепропетровского клана, откуда, кстати, Кучма, - "Трудовая Украина" во главе с Сергеем Тигипко.
На Украине немало мифов о русских. Преувеличена степень их дискриминации, они занимают важнейшие позиции в бизнесе и политике, русский язык практически остается главным, большинство книг (до 90 процентов), продающихся сейчас на Украине, - это книги на русском языке. Однако украинизация, в том числе и насильственная, безусловно, есть. Русский язык довольно-таки вульгарно вытесняется из школ, университетов, государственных учреждений. Украинский язык воспринимается местной элитой как защита от "экспансии" со стороны России. Поэтому она даже тормозит ратифицирование Европейской хартии о языках меньшинств, чтобы не пришлось давать русскому языку статус официального в восточных и южных регионах.
Но русские в Украине - не этническое меньшинство, они вместе с украинцами - государственно-образующий народ. Украина - не чисто украинское государство, а русско-украинское. Это тоже Русь, другая Русь. Украина, как и Россия, - наследница Руси. Украинский язык ближе в древнерусскому, чем современный русский. Большинство населения современной Украины всегда ощущало кровную связь с Россией, кроме примерно 10 процентов насильственно ополяченных и окатоличенных жителей Западной Украины. 85 процентов населения высказывается за особые отношений с Россией (из них 30 процентов - за полное объединение). Но иногда даже русские здесь выступают за ограничение русского языка, потому что они таким способом надеются защитить свой бизнес от россиян...
Украинская элита боится сильной российской. Украинские олигархи боятся, что российские олигархи (или "магнаты", по Вольскому) скупят "всю собственность". Украинские политики боятся, что им будут диктовать из Кремля. Украинские бандиты боятся, что их подомнут российские бандиты. Украинские журналисты боятся, что их вытеснят изощренные российские информационные киллеры.
А все выборы демонстрируют одну и ту же модель: кандидаты клянутся, что будут максимально развивать отношения с Россией и дадут русскому языку, на котором говорит большинство граждан Украины, статус второго государственного. Но когда они оказываются выбранными, они обманывают своих граждан. Обманывают потому, что когда они не зависят от избирателей, то начинают зависеть от элит и системы контроля, созданной "с подачи" США в Украине.
Но тот факт, что Украина - это не чисто украинское государство, а русско-украинское, не означает, что Россия и Украина должны объединяться. Ведь живут же отдельно Германия и Австрия, США и Канада, арабские страны. Мы должны сотрудничать друг с другом, а не заниматься сведением счетов. Элита Украины должна выполнить волю подавляющего большинства народа, сделать русский язык вторым государственным, пойти на теснейший союз с Россией. А россияне не должны пытаться подчинить Украину. Не подчинение, а самое тесное сотрудничество. Не экспансия, а взаимное переплетение интересов. Огромную роль в этом должно сыграть гражданское общество двух стран. Пока правительства переговариваются, народы могут развивать нормальные отношения. Как это принято в Европе. И это может стать важнейшим лозунгом российско-украинских отношений: "Вместе в Европу".