08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

АМЕРИКАНСКИЕ ЦЕНЫ ПРИ РОССИЙСКОЙ ЗАРПЛАТЕ

Головачев Виталий
Опубликовано 01:01 22 Августа 2003г.
Наша семья из трех человек занимает обычную двухкомнатную квартиру на Коровинском шоссе в 9-этажном доме. 28 квадратных метров полезной площади, а всего - 45. И вот эти "хоромы" обходятся (включая плату за свет и телефон) в 1240 рублей в месяц. Для нас это большие деньги. В прошлом году я платила значительно меньше. А по радио передавали, что в ближайшие годы цены на жилищно-коммунальные услуги могут повышаться еще быстрее. Да куда же больше? Догоняем Америку? Но зарплата у нас не американская, да и квартиры тоже. Те, кто ратует за "шоковую" жилищную реформу, должны подумать, стоит ли испытывать терпение миллионов граждан? Я никогда прежде не писала писем в газету, но сейчас ситуация, на мой взгляд, подходит к критическому рубежу, требует самого пристального внимания властей.Лидия Карасева, Москва.

Права читательница "Труда": тарифы на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) растут стремительно, намного обгоняя общий индекс потребительских цен. За 2001-й, 2002-й и семь месяцев нынешнего года тарифы в жилищной сфере увеличились почти в три раза (а в целом потребительские цены поднялись менее чем в полтора раза). Квартирные расходы становятся все более тяжелым бременем в семейном бюджете миллионов россиян. Если в 2001-м население оплатило услуги жилищно-коммунального комплекса в размере 170 миллиардов рублей, то в прошлом году эта сумма увеличилась уже до 292 миллиардов. И все мало. Как уверяют нас специалисты, платежи населения составили лишь половину (52,8 процента) от стоимости фактически предоставленных услуг. Следовательно, рост тарифов в ближайшем будущем продолжится. По силам ли это окажется россиянам? Будут ли они вообще платить (уже сегодня каждая десятая семья числится в должниках)? Не осложнится ли ситуация в социальной сфере? С этих вопросов началась наша беседа с начальником департамента социального развития аппарата российского правительства, доктором экономических наук Евгением ГОНТМАХЕРОМ.
- Жилищная политика требует чрезвычайной осторожности и продуманности, - говорит мой собеседник. - Вот почему сроки перехода на полную оплату ЖКУ переносились с начала 1998-го на 2003-й, а затем - на 2008-й. Здесь недопустимо рубить сплеча. Но и непомерно затягивать осуществление реформы невозможно, так как кризис в жилищно-коммунальном хозяйстве с каждым годом становится все острее.
Мы сейчас находимся как бы на очередной развилке, перед принятием ответственных решений. Надо все еще и еще раз тщательно взвесить. В этом плане большое значение имеет проведенное Независимым институтом социальной политики исследование "О последствиях роста цен на жилищно-коммунальные услуги для различных типов домашних хозяйств". Специалисты, в частности, всесторонне проанализировали вариант, предполагающий пятикратное увеличение тарифов с 2003 по 2007 год, что соответствует большинству сценариев реформирования электроэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства. При этом доходы населения, по прогнозу Минэкономразвития, за этот же период вырастут только вдвое. Если реализуется такой вариант, то в 2007-м более половины всех домашних хозяйств будет претендовать на жилищную субсидию. Средний ее размер составит 1390 рублей, или пятую часть от доходов их получателей. В случае же отмены льгот материальную помощь должны будут получать 58 процентов домохозяйств, а средний размер субсидии поднимется до 1600 рублей. В крайне тяжелом положении окажутся пожилые люди. 70 процентов одиноко проживающих пенсионеров не смогут платить за жилье. Среди супружеских пар пенсионеров доля получателей субсидий возрастет с 5,7 процента (2002 год) до 60. Всем им тоже потребуется государственная поддержка.
Последствия такого развития событий могут быть чрезвычайно тяжелыми. Начать с того, что поддержка бедных перестанет быть адресной, так как она будет охватывать большую часть населения. Участниками этой программы станут и так называемые среднеобеспеченные слои населения, ибо их расходы на ЖКУ превысят установленную предельную планку - 22 процента семейного бюджета. Абсурд: субсидии нужны будут и бедным, и "середнякам".
Таким образом, программа адресной помощи превратится в мощный перераспределительный механизм, которого не было даже в советские времена. Это неприемлемо. Во-первых, страна будет двигаться не к цивилизованным рыночным отношениям, а в противоположном направлении. Во-вторых, при таких масштабах субсидий неизбежны многочисленные ошибки, отказы в законных просьбах граждан, что способствовало бы опасному перегреву социальной сферы. Наконец, в-третьих, государство будет просто не в состоянии тратить 302 миллиарда рублей, которые потребовались бы в 2007 году только на жилищные субсидии.
Эти весьма тревожные выводы специалистов, их расчеты и прогнозы должны быть обязательно проанализированы и учтены при определении следующих этапов жилищной реформы, чтобы не только не допустить развития указанных негативных тенденций, но и реально обеспечить усиление социальной политики.
- Явились ли расчеты специалистов Независимого института социальной политики неожиданными?
- В определенной мере - да. По крайней мере, раньше таких расчетов никто не представлял.
- Картина получается весьма тревожной. Может быть, авторы жилищной реформы попытаются как-то дезавуировать это исследование?
- Ну, зачем же заранее высказывать такие подозрения? Наоборот, исследование вовремя предупреждает о возможных "минах", и должно быть сделано все, чтобы обезвредить их.
- Однако пока цены на ЖКУ продолжают расти. Характерный факт: когда в прошлом году в Череповце решили перейти на полную оплату жилищно-коммунальных услуг, за субсидиями обратились 24 процента жителей. А ведь тарифы будут расти и дальше. Что же будет завтра, когда такого рода "реформа" пойдет повсеместно?
- Не следует пугать граждан реформой. Подчеркну: предполагается ведь не только повышение тарифов, но и кардинальные позитивные перемены в жилищном хозяйстве. Например, сегодня уровень износа инженерного оборудования ЖКХ превышает 65 процентов. В тепловых сетях потери по этой причине достигают 30 процентов, что эквивалентно дополнительному расходу 65-80 миллионов тонн условного топлива ежегодно. Сегодня эти огромные расходы тоже пытаются взвалить на потребителя. Но на самом деле ремонт магистральных сетей должны осуществлять компании, предоставляющие услуги ЖКХ. У них достаточно прибыли, чтобы вкладывать деньги в восстановление сетей. На это и нацелена реформа.
Кроме того, она предусматривает развитие конкуренции на рынке жилищных услуг. Повсеместно должны создаваться товарищества собственников жилья. Одних призывов, понятно, маловато. Нужна соответствующая организационная поддержка, прежде всего введение без проволочек упрощенной регистрации.
Далее субсидии следует распределять строго по адресному принципу - тем, кому они действительно необходимы. Наконец, может быть, самая главная задача - обеспечить более быстрый, чем прогнозируется, рост доходов россиян. Здесь много чего надо сделать...
Во-первых, по-настоящему открыть дорогу малому бизнесу. О важности его говорят уже много лет, но существенно ослабить бюрократический и налоговый пресс не удается. А ведь здесь должны получить рабочие места многие из тех, кто будет высвобожден в результате структурной перестройки реального сектора и бюджетной сферы.
Во-вторых, непомерно затянулась и реформа оплаты труда бюджетников, которая должна вывести эту категорию из зоны бедности.
В-третьих, особо хотел бы остановиться на роли отечественного бизнеса. Предприниматели обязаны более активно участвовать в реализации социальных программ. Сегодня многие из них элементарно недоплачивают наемным работникам. И этим создают самим себе большие трудности: без достойной зарплаты невозможно добиться ни высокой производительности труда, ни надлежащего качества продукции. А значит, отечественная продукция будет проигрывать импортным товарам. Акцентирую внимание: речь не о том, чтобы предприниматели в виде одолжения "поделились" с наемными работниками. Нет, это не подачка, а непременное условие выживания их бизнеса. К сожалению, наш класс предпринимателей пока еще эту логику своей социальной ответственности не осознал, но жизнь должна все расставить на свои места.
Наконец, что касается одиноких пенсионеров и отдельно проживающих супружеских пар пенсионеров, то, по моему мнению, рост стоимости коммунальных услуг для них не должен превышать уровень инфляции. Это положение можно будет не распространять на тех, кто начнет выходить на заслуженный отдых в 2012 году, когда к пенсии приплюсуется накопительная добавка.
Преобразования в жилищно-коммунальном хозяйстве требуют не только четких финансово-экономических обоснований, но, прежде всего, точного понимания масштаба возможных негативных социальных последствий и упреждающих действий по их недопущению. В противном случае все эти реформы обречены на неудачу.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников