ДО ВСТРЕЧИ В ПИТЕРЕ

В сентябре в Санкт-Петербурге в рамках 300-летия города пройдет XIII международный конгресс "Новые высокие технологии газовой, нефтяной промышленности, энергетики и связи" (CITOGIC'2003), организованный Российской академией технологических наук (АТН РФ), ОАО "Газпром", администрацией Санкт-Петербурга при участии федеральных министерств и ведомств, а также крупнейших энергетических компаний России и других стран. О значимости и программе форума корреспонденту "Труда" рассказывает президент АТН РФ, академик Владимир АЛФЕЕВ.

- Владимир Николаевич, мне несколько раз доводилось принимать участие в конгрессах CITOGIC. Скажу честно: порой казалось, что на них собрались не ученые-технологи и практики, а писатели-фантасты - настолько необычные вопросы они обсуждали. Что ждет нас на этот раз?
- Каждый конгресс имеет свое лицо. Например, CITOGIC'2001, проходивший в столице Ямало-Ненецкого автономного округа Салехарде, был посвящен технологиям ввода в строй крупнейшего в мире газоконденсатного месторождения Заполярное, комплексного освоения полуострова Ямал и северной части российского Заполярья вплоть до создания систем получения жидкого природного газа непосредственно на месторождениях и транспортировки его подо льдом. Конгресс-2002 на Кубани главной темой назвал возрождение старой нефтегазовой провинции страны и технологии реализации новых нефтегазовых проектов. Здесь, на Юге России, с середины X1X века накопилось огромное количество забытых или нерентабельных нефтяных и газовых скважин, недостроенных систем ТЭК, которые сегодня представляют не только потенциальную ценность, но и большую опасность для населения, постоянно напоминая о себе пожарами и неконтролируемыми выбросами малых нефтегазовых фонтанов. Новые технологии, разработанные специально для южных добычных районов, позволят решить эти и многие другие задачи. Кроме того, на Кубани мы организовали демонстрацию элементов "Голубого потока" и обсудили, как протянуть нефтяной поток с rазахстанских месторождений, чтобы со временем догружать его с российских южных промыслов в танкеры прямо в море (без захода в порты), не нарушая при этом экологии. На прошлогоднем форуме Кубань передала эстафету Санкт-Петербургу. Думаю, что на этом конгрессе будет сделан новый шаг к технологическому развитию российских регионов, прежде всего Северо-Запада.
- Почему местом его проведения выбран Питер?
- Есть несколько причин. Во-первых, в прошлом году к нам обратилась администрация Санкт-Петербурга с просьбой провести очередной ежегодный технологический конгресс в 2003 году в Питере в рамках 300-летия города. Эта просьба была поддержана депутатами Государственной Думы, правительством России, нами и Газпромом.
Во-вторых, в этом году исполняется 55 лет старейшему газовому предприятию страны - "Лентрансгазу". В-третьих, Санкт-Петербург - северный центр оборонной промышленности страны, главный город огромного Северо-Западного региона России. А Газпром и энергетические отрасли, как известно, с каждым годом все тесней сотрудничают с "оборонкой", размещают на конверсионных предприятиях свои заказы. Одна из важнейших задач предстоящего конгресса - максимальное использование уникального потенциала отечественного оборонного комплекса, судостроения, конверсионных технологий для подъема экономики, улучшения энергосбережения, газификации и реализации крупнейших выгодных для России нефтегазовых проектов. Один из них начнет осуществляться уже в ближайшие годы. Газпром приступает к строительству северо-европейского газопровода, который напрямую свяжет Россию со странами Западной Европы вплоть до Германии и Великобритании. Этот проект интересен тем, что открывает новый маршрут для российского газа. Североевропейская магистраль свяжет месторождения Ямала (где мы совместно с Газпромом при поддержке газеты "Труд" провели в 2001 году XI конгресс) с западными рынками. Через несколько лет сюда начнет поступать и газ крупнейшего в мире Штокмановского месторождения, расположенного на шельфе Баренцева моря. Строительство северного коридора позволит взяться за масштабную газификацию всего российского севера и северо-запада.
Есть еще одна причина, по которой мы решили провести очередной CITOGIC в Петербурге. Она может показаться несколько необычной: десять лет назад, на третьем технологическом конгрессе, который проходил в Москве (участвовало 32 страны), мне принесли в президиум письмо. Там от имени заместителя мэра Санкт-Петербурга выражалась просьба пригласить руководителя ООН по промышленному развитию и некоторых инвесторов, участвовавших в конгрессе, в Смольный на совещание. Мы как раз собирали группу конгрессменов для поездки в Петербург, чтобы показать им некоторые оборонные предприятия. Этим зам. мэра был Владимир Путин. Он хотел договориться с инвесторами о повороте вектора интересов в сторону регионов России, целевых инвестициях, чтобы средства они вкладывали не в "экономику вообще" (она тогда разваливалась на глазах), а в конкретные проекты в конкретном регионе. Просьбу Владимира Владимировича мы выполнили, и спустя несколько лет стал виден положительный результат тогдашней инициативы вице-мэра. Теперь, спустя десять лет, конгрессмены вновь соберутся в Смольном, чтобы обозначить основные направления технологического развития страны и технологии реализации важнейших инвестиционных проектов.
- Владимир Николаевич, насколько мне известно, конгрессы CITOGIC не ограничиваются лишь обсуждением докладов и демонстрацией уникальных технологий...
- Конечно, следующий этап - доведение наиболее эффективных предложений конгресса до органов законодательной и исполнительной властей страны, региона, ЕС, наших зарубежных партнеров для принятия необходимых решений. Далее - внедрение передовых разработок в производство, законодательная работа. Хотел бы отметить, что, к примеру, морские технологии, которые поначалу казались фантастическими (я имею в виду те, что разработаны для "Голубого потока"), успешно реализованы, доказали свою состоятельность и будут использоваться в новых нефтегазовых проектах.
- Хотелось бы услышать об актуальных проектах нынешнего дня, в частности, о производстве сжиженного природного газа (СПГ). В России пока нет заводов по сжижению метана. Но под Санкт-Петербургом, в "Лентрансгазе" существует единственная в стране установка СПГ. Не так давно мне довелось побывать там, посмотреть, как кипит жидкий газ. Незабываемое зрелище.
- Согласен. Криогенные технологии вообще моя любимая тематика, моя стихия. Мне приходилось работать не только с кипящим метаном, но и с кипящим гелием, водородом, азотом, которые закипают при более низких криогенных температурах. Так получилось, что первые установки на базе смесей с азотом, водородом по сжижению газа в нашей стране пришлось создавать мне. Более четверти века назад мы с коллегами первыми в мире, что подтверждено зарубежными патентами, разработали эти способы дешевого сжижения газа с высоким коэффициентом полезного действия. Эти разработки были внедрены в оборонной промышленности. И сейчас я внимательно слежу за тем, как работают специалисты "Лентрансгаза" и поддерживаю их всегда. Развитие системы СПГ для России очень много значит. Во-первых, с ее помощью можно полностью обеспечить "голубым топливом" отдаленные и малонаселенные территории, куда тянуть газовые магистрали бессмысленно как в техническом, так и в экономическом плане. Во-вторых, благодаря СПГ увеличиваются экспортные возможности страны. Наконец, газ можно будет транспортировать в любую точку земного шара в цистернах и метановозах, как, например, возят нефть. В-третьих, можно получать СПГ в тех местах, где есть только низконапорный газ, и использовать его на месте.
- Опять переходим к научной фантастике...
- Это не фантастика для технологов промышленности. Вот мы много лет бились над созданием технологий хранения метана и водорода при низком давлении. Наработки есть, но нет пока необходимых инвестиций для их внедрения. Когда идеи будут реализованы, результат обещает быть действительно очень интересным. А ученые решили пойти еще дальше. Мы поддержали Газпром в развитии работ над новым методом добычи углеводородов. Сейчас для того, чтобы нефть и газ из недр вырвались наружу, в пласты закачивается вода. А мы хотим закачивать туда азот, который можно брать прямо из воздуха (воздух, как известно, на 70 с лишним процентов состоит из азота). На поверхность будет поступать азотно-метановая смесь, компоненты которой легко отделяются друг от друга. Но это еще не все. На базе этой смеси мы можем получать метан уже в жидком виде, отправлять его в хранилища и транспортировать куда нужно.
Я рассказал лишь о некоторых технологических направлениях, которые будут обсуждаться на конгрессе. Думаю, много интересного вы услышите непосредственно в дни работы форума от докладчиков и его участников. Так что до встречи в Питере.