РАБОТАТЬ НА СВОЕЙ ЗЕМЛЕ И ЖИТЬ В МИРЕ

Классик русской литературы, один из великих ее сатириков два года возглавлял Казенную палату в Пензе. Было это более ста лет назад. Именно здесь Салтыков-Щедрин почерпнул немало сюжетов. Но фантазия писателя вряд ли привела бы его к "оригинальным суждениям" иных живущих на пензенской земле и связанных с нею людей, которые "вдруг" решили бить в набат: "Спасайся, кто может! Национализм и ксенофобия грохочут кирзовыми сапогами по пензенским проселкам!"

Практически синхронно несколько малотиражных газет вышли с удивительно похожими публикациями. Их лейтмотив - губернатор Василий Бочкарев притесняет национальные группы, живущие в губернии. Власть якобы не дает, к примеру, татарам создать национально-культурную автономию. В деревнях будто бы проходят чуть ли не погромы с антитатарским подтекстом. А в самой Пензе приходят в упадок памятники национальной истории и архитектуры.
Не нами замечено: искусственное разжигание национальной розни там и сям удивительным образом совпадает с началом выборных кампаний. Прожженные политтехнологи понимают: игра на национальных чувствах - оружие незаконное, но сильное. На часть рядовых избирателей действует, словно валерьянка на кота. И когда издания, прежде мало интересовавшиеся жизнью за чертой Московской кольцевой дороги, вдруг ни с того ни с сего рвутся отстаивать права якобы "угнетаемых" народов в регионах, где прежде была тишь да гладь, трудно не заподозрить здесь чей-то недобрый умысел. Или заказ...
Линия, проводимая государством, с разжиганием национальных страстей никак не совпадает. Но возникает ощущение, что в Поволжье формируются, а кем-то за пределами региона подпитываются некие силы, преследующие свои интересы и сознательно пытающиеся накалять обстановку на мирных поволжских землях.
Что же происходит в Пензе на самом деле?
К ВОПРОСУ О НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ
В апреле этого года около 70 человек пришли к пензенскому ДК "Заря".
Организаторы заявили, что собираются создавать татарскую национально-культурную автономию (НКА). И то, что происходит, ни много ни мало - учредительная конференция.
Но Дом культуры оказался закрытым. Этот ДК, как и ряд других в Пензе, накануне опечатала пожарная инспекция. Это сделали в ходе обязательных проверок. А организаторы тут же заявили, что это "происки областных властей, не желающих самостоятельности татар". "Конференцию" пришлось проводить на улице, перед зданием ДК. Активностью выделялись бывший имам пензенской мечети Забиров и бывший глава Городищенского района Дебердеев.
Вот что рассказывает одна из участниц происходящего, заместитель председателя областного общества татарской культуры "Якташлар" Фатыма Тугушева:
- Многие уважаемые люди из диаспоры на это собрание попали случайно и не знали заранее о его целях. После нескольких выступлений я поняла, что никакая это не "учредительная конференция". Скорее, похоже, - попытка отдельных лиц внести раскол среди татарской общественности. По закону никаких серьезных вопросов собравшиеся решать не имели права - им же никто не давал полномочий с мест. Совет нашего общества по поводу автономии не собирался. Согласия мы не давали. Но почему-то организаторы прикрывались именем нашего общества...
И Тугушевой, и ряду уважаемых фигур из татарской диаспоры, приглашенных на "конференцию" для "солидности", вскоре стало ясно: собрание и впрямь не правомочно принимать какие-то серьезные решения. А их имена - только ширма для организаторов. Число собравшихся заметно поубавилось. Оставшиеся как по указке проголосовали "за автономию". И тут же избрали ее председателем Кязыма Дебердеева.
В управлении юстиции так называемую национально-культурную автономию регистрировать отказались, указав организаторам, что те "забыли" о Конституции России. Что законопослушные граждане вообще-то обязаны действовать в ее рамках, соблюдая положенные юридические процедуры. Как действовали, например, организаторы национально-культурных автономий в ряде районов Пензенской области, где компактно проживают татары.
Кстати сказать, их документы юристы рассмотрели и одобрили. Так что осенью 2003-го такие автономии смогут начать работу на законных основаниях. Подобные автономии уже существуют в Пензенской области и у чувашей, и у евреев - так что никакой проблемы тут нет.
Организаторы же апрельского действа в Пензе и по сей день бросают губернатору и областному правительству обвинения в том, что, мол, "наступают на горло татарской песне". Поверить в это можно, только если ни разу не побывать в Пензе.
СОВПАДЕНИЯ БЫВАЮТ УДИВИТЕЛЬНЫМИ
Из 130 тысяч пензенских татар около 10 тысяч проживают в Средней Елюзани - самом крупном татарском селе в Европе. Рядом - село Чадаевка. Там живут и русские, и татары, и мордва.
В вышедших газетных публикациях именно по поводу этих сел содержались поистине "страшные вести": "Группы молодых людей в масках врываются в татарские поселки с битами и прутьями и избивают всех направо и налево".
Наш корреспондент побывал в Городищенском районе, где стоят оба села. Милиционеры со стажем, несущие здесь службу не первый десяток лет, рассказали ему немало интересного. Например, о том, что парни из Елюзани и Чадаевки дрались "деревня на деревню" и при Брежневе, и при Горбачеве, и при Ельцине. Повода обычно возникало два: разное благосостояние и девушки. Национальность поводом для драки не была.
Вот и в этом году ребята из Елюзани на своих машинах караванами несколько раз шумно въезжали на территорию извечных соперников. Ухаживали за девчонками. Вступали в потасовки. Когда дело дошло до прутьев, разбитых машин и телесных повреждений, милиция вынуждена была выставить усиленные посты на дорогах и дискотеках. А также возбудить два уголовных дела. Дошло даже до прямого противостояния оперативной группы Городищенского РОВД и нескольких десятков любителей прокатиться по деревенским улицам с ветерком. К счастью, обошлось без жертв.
Одним из лидеров дебоширов из Елюзани в милицейских протоколах значится юноша по фамилии Дебердеев. Фамилию эту вы уже слышали.
Папа юноши полтора года возглавлял Городищенский район и одно время даже был представителем губернатора сразу в семи районах области. Ныне же Дебердеев-старший "всего лишь" директор сельхозпредприятия-банкрота и ... один из лидеров самопровозглашенной национально-культурной автономии. Вот такое удивительное совпадение.
ГДЕ ИСТОКИ "ПЕНЗЕНСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА"
В нашей новейшей истории за всеми значимыми событиями стоят деньги. Либо желание их получить, либо нежелание отдавать или делиться. Виден материальный (и связанный с ним карьерный) интерес и за шумихой, поднятой вокруг "национального вопроса" в Пензе.
В центре города высится мечеть на фоне деревянных строений. Строения эти - бывшая усадьба Тенешева, одного из известнейших татарских просветителей, памятник истории. Когда-то шел разговор о том, что всю территорию, где стоят мечеть и усадьба, надо отдать в руки набожных и предприимчивых татар. Они-то все благоустроят на загляденье! Отдали. Загляденья не получилось. А получились автостоянка прямо у мечети и склад товаров с Центрального рынка в усадьбе.
Смету на реконструкцию усадьбы горе-арендаторы области так и не представили. Хотя губернатор распорядился выделить 200 тысяч на спасение памятника истории. Деньги пришлось заморозить. А чтобы бывший дом Тенешева не развалился окончательно, решено вернуть его области.
Это явно обидело тех, кто до сих пор получал деньги из воздуха, ничего не делая при этом для реконструкции. (Стоит отметить, что хранение в усадьбе товаров приносит арендаторам аж 400-500 тысяч в месяц).
Пошли разговоры: мол, "усадьбу хотят снести". На самом деле ясно, что крикуны лишаются денежных отчислений. Судьба исторического памятника их мало волнует. Что интересно: тему усадьбы пытаются связать с "проблемой автономии" и "антитатарских погромов" в Городищенском районе. И на этом искусственном фоне опять всплывает фигура бывшего районного головы Кязыма Дебердеева. Но в его искреннюю заботу о благе татарского народа люди, лично знакомые с новоявленным лидером, верят слабо. Этот господин был у области на виду. Губернатор Бочкарев доверял ему сложные направления работы. Но Дебердеев не справился. Директор совхоза - это оказалось его потолком как управленца.
И вот неудавшийся руководитель, выйдя из доверия первого лица области, быстро нашел людей, которые "подобрали" и "обогрели". С одной стороны, по-видимому, это люди, которые традиционным ценностям ислама предпочли радикализм, игры на самых низменных чувствах, к которым относится и национализм.
С другой стороны, можно предположить, это левые, чей кандидат в Госдуму в этом году вновь надеется пройти по одному из пензенских округов. И для националистов, и для левых фигура обиженного властью экс-лидера крупного района с многочисленным татарским населением - находка. И, приходится думать, интерес этот взаимный вряд ли бескорыстен...
Но пусть это останется на совести тех, кто, прикрываясь высокими идеями о равенстве и братстве или заботой о благе "национального меньшинства", беспардонно решает личные проблемы.
ЖИВЕМ ДРУЖНО
Несмотря на попытки раздуть "национальный вопрос в Пензе", областное правительство сохраняет выдержку. Хоть область и достаточно сложная, дотационная, губернатор Василий Бочкарев справляется с поставленными задачами, в непростых условиях действительно делая немало для того, чтобы на этой красивой земле дружно и благополучно жили и татары, и чуваши, и мордва, и русские, и армяне - все 60 национальностей.
Судите сами. Из 16 районов, в которых компактно проживают татары, в половине (а также в Пензе) татарский язык - в школьной программе. А в остальных его учат факультативно. Для того чтобы более 6 тысяч татарских детей не забывали родную речь и письменность, несколько десятков пензенских учителей проходят подготовку в Татарстане. Кроме того, в Пензе открыта воскресная татарская школа. Издаются две татарские газеты: "Солнце ислама" и "Арба".
На развитие татарской культуры из внебюджетных фондов за последнее время по указанию губернатора выделено около полумиллиона рублей. К татарским селам повсеместно проложены асфальтовые дороги, проведен газ. Это ли не реальная забота? Мечети в области есть везде, где имеется достаточное число верующих. В Городище, где преобладает русское население, тем не менее наравне с двумя церквями действуют две мечети. В Елюзани их пять! Из 28 глав райадминистраций до недавнего времени 8 имели в графе национальность запись "татарин".
Губернатор Василий Бочкарев не раз отмечал, что татарские бизнесмены импонируют ему своим подходом к делу, мобильностью, оборотистостью, смекалкой. Глава области активно поддерживает и широкое проведение традиционных татарских сабантуев - праздников, на которые собираются селами, районами, приезжают гости из соседних Саратова, Ульяновска, Мордовии. То, что веселье русского человека Василия Бочкарева на татарском празднике искреннее и не натужное, может увидеть всякий, кто хоть раз бывал на сабантуе в пензенских краях...
Но было бы неверно, говоря о том, что делают губернатор и областное правительство для 130 тысяч пензенских татар, оставить за скобками то, как живут остальные.
Одна из активных социальных групп - казачество - также имеет всемерную поддержку областной власти. В Пензе создана казачья воскресная школа. Воспитывает ребятишек в лучших традициях начала прошлого века и Казачий генерала Слепцова кадетский корпус. На территории области организован пензенский отдел Волжского казачьего войска. А представители станиц, считающие себя коренной этнической группой на пензенских землях, всегда имеют возможность напрямую обсудить с Василием Бочкаревым свои насущные нужды и проблемы.
Еврейская диаспора не столь многочисленна, но тоже не оставлена без внимания. 100-200 человек регулярно собираются в пензенской синагоге, построенной еще в XIX столетии. Этот памятник истории и архитектуры отреставрирован, попал в распространенный по всему миру сборник самых известных синагог России. Ныне в этих стенах пожилые молятся, юные учат языки и историю.
Подобные примеры можно привести и тогда, когда речь заходит о сообществах чувашей, мордвы, немцев, армян и других.
Так что, похоже, равенство условий для сохранения национальных культур и для их развития здесь - реальный, а не декларируемый принцип...
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Работать на своей земле и жить в мире - на этих правилах стараются строить свою работу те, кто руководит Пензенской областью. Реальных аргументов у их противников, как выяснилось, просто нет.
Накануне выборов этот край попытались сделать очередным полигоном для испытания нечистых пиар-технологий. Но уже сейчас понятно, что столкнуть на почве национального вопроса местное население с законно избранной властью заказчикам подобных акций не удастся.
Об этом говорят и возмущенные письма, направленные уважаемыми представителями татарской общественности в Москву, в редакции некоторых газет, опубликовавших, мягко сказать, необъективные статьи, и в Генеральную прокуратуру. Руководители обществ татарской культуры Сосновоборского, Кузнецкого, Городищенского, Лопатинского и ряда других районов называют изложенные в статьях факты "откровенной клеветой" и просят "не отравлять межнациональными распрями жизнь многонациональной Пензенской области". Так что, похоже, не удалось скормить пензякам "осетрину второй свежести". Люди разумные - сами разобрались...
Искусственное разжигание национальной розни удивительным образом совпадает с началом выборных кампаний... И когда издания, прежде мало нтересовавшиеся жизнью за чертой Московской кольцевой дороги, вдруг ни с того ни с сего рвутся отстаивать права якобы "угнетаемых" народов в регионах, где прежде была тишь да гладь, трудно не заподозрить здесь чей-то недобрый умысел. Или заказ...
Накануне выборов этот край попытались сделать очередным полигоном для испытания нечистых пиар-технологий. Но уже сейчас понятно, что столкнуть на почве национального вопроса местное население с законно избранной властью заказчикам подобных акций не удастся.