ТИШИНЫ, ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ!

Жители московских Тушина и Строгина разом вытащили несчастливый билет. Как это у классика: "Ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать..." Еда тут, конечно, ни при чем. Вернее, еда тут вроде бы ни при чем. Все лето на Тушинском аэродроме проходят мероприятия, заканчивающиеся под утро. Сначала десятисерийные ночные гонки "Автоэкзотика-2007", потом рок-фестиваль "Крылья", а теперь вот стартовали автогонки на ускорение. И финишируют они, по данным префектуры Северо-Западного округа столицы, только с первым снегом.

Налицо явное, грубое и циничное попрание закона о тишине, который недвусмысленно предполагает административную ответственность за нарушение покоя граждан в ночное время. А ночным согласно этому закону считается время с 22 до 6 часов. По логике вещей пресечь ночной рев моторов и дискотеку нон-стоп должна местная власть - то есть префектура округа.
Валентина СОЛОВЬЕВА, начальник управления социального развития префектуры Северо-Западного округа, дистанцируется от решений:
- Все мероприятия мы проводим исключительно на основании распоряжений и постановлений правительства Москвы. Недавнее шоу "Автоэкзотика-2007" не исключение. Ночные гонки тоже разрешены документом мэрии.
Этот важный документ, распоряжение правительства Москвы N 950-РП от 18.05.07, явил любопытную подробность: гонки должны были заканчиваться в 23.00. А заканчивались в пять утра! Народ о распоряжениях не знает, безмолвно и униженно возмущается себе в тряпочку, сцепив зубы, ворочается в своих постелях, пьет валокордин - сердцу-то не прикажешь, в каком ритме биться! А мог бы выйти дружными рядами в пикеты: "Даешь тишину!" Подъедь милиция, что нас бережет, - он, народ, распоряжение под нос: вот что тут написано! А они вон что вытворяют. И милиция, которая нас бережет вместе с нашим покоем, должна была бы экзотику эту пресечь. Мечты, мечты...
Но вернемся к нашим начальникам.
Евгений МЕДВЕДЕВ, начальник городского управления департамента культуры, считает, что последнее слово всегда остается за префектурой. Если префект против проведения мероприятия, то оно не состоится. Из этого следует, что префект, кстати, член правительства Москвы и председатель оргкомитета "Автоэкзотики", заведомо пошел на нарушение, разрешив шуметь и после 22.00 - до утра!
Получается, что, даже если глухие к чаяниям тушинцев чиновники из мэрии спустили распоряжение о ночном мероприятии, именно префект должен был бы грудью встать на защиту интересов граждан. И заявить правовым нигилистам примерно следующее: коммерческая выгода выгодой, но давайте, мол, договоримся: после 22.00 - СОГЛАСНО ЗАКОНУ! - люди имеют право на отдых. Иначе для чего же принимаются законы? И для чего я здесь посажен? Увы, префект Северо-Западного округа г-н Козлов, очевидно, посажен в свое высокое кресло для чего-то другого.
Кстати, насчет "хочется мне кушать", то есть коммерческой стороны вопроса: чиновники префектуры уверяют, что никакой выгоды (как мы могли такое подумать?!) они не получают. Одну головную боль.
О БОЛИ
И не только головной, а то, может, не всем понятно, почему граждане так возмущаются.
Шум сокращает продолжительность жизни человека на 8-12 лет. Лишние 10 децибелов способствуют повышению артериального давления, риск инсульта возрастает на 15 %, а коронарных заболеваний сердца - на 5 %. Наиболее чувствительны к действию шума люди старших возрастных групп. Так, в возрасте до 27 лет болезненно реагируют на шум 46% людей, в возрасте 28-37 лет - 57%, в возрасте 38-57 - 62 %, а в возрасте 58 лет и старше - 72 %.
Знает ли об этом г-н Виктор Козлов? Увы, наше настойчивое желание поговорить с префектом по поводу его страсти к шумным ночным мероприятиям большого размаха понимания не встретило. Однако помощник Виктора Александровича Евгений Горелов заявил, что замеры шумов, конечно же, проводились, и все оказалось в норме. А начальник организационного управления префектуры Северо-Западного округа столицы Виктор ЕМЕЛЬЯНЕНКОВ с неохотой признался:
- Да, организаторы "Автоэкзотики" не раз нарушали распоряжение мэрии, дискотеки шли до самого утра. Мы если и закрывали на это глаза, то исключительно из благих намерений: чтобы участники, приехавшие из других мест, что ночевали тут же, на летном поле в палатках, не разбредались и не шумели в других местах. А организаторов автошоу мы устно предупреждали и даже пригрозили им запретить проводить гонки в следующем году.
Устно предупредить?! Неужели это все, на что способна власть, у которой в руках закон и все властные полномочия? Гонки шли 10 дней. Совсем как в анекдоте получается: "Упал на нож, и так семь раз!" Интересно, сыщется ли после этого хотя бы один наивный горожанин, который бы поверил, что "хочется мне кушать" здесь ни при чем? Тем более что все эти нарушения продолжаются: "Автоэкзотика" закончилась, начались гонки стритрейсеров, тоже ночные и тоже под музыку. Нам же дали понять: до первого снега. "Ночные легальные гонки летней серии RACEPARK 2007" - таково официальное название этой забавы - проводятся регулярно, каждую пятницу и субботу, начиная с 5 мая. Ее организаторы - правительство Москвы, Федерация автомобильного спорта города Москвы и Молодежный союз автомобилистов.
Чтобы составить представление о соответствии этого мероприятия (которое, напомним, проходит в густонаселенном районе в черте города) городскому закону о тишине, достаточно просмотреть "Правила соревнований", раздел "Классификация автомобилей участников" ("автомобили с роторным двигателем и нагнетателем с объемом двигателя от 2500 куб. см и атмосферные автомобили с объемом двигателя от 4500 куб. см"), и небольшой фрагмент отчета организаторов о гонках от 12 мая 2007 года: "Ночные гонки в Тушино - единственные гоночные мероприятия, проведение которых в соответствии с распоряжением правительства Москвы разрешено после 23.00. Помимо гонок, ночная программа включает дискотеку, выступления каскадеров, мотоциклистов, дельтапланеристов и других представителей экстремальных видов спорта. Начало заездов - 23.00".
НУ И НУ!
Любопытна листовка, которую активисты положили в почтовые ящики домов в Тушине. Она лишена всякого пафоса: только скупые медицинские данные о том, как шумы влияют на человека, и телефоны 20 инстанций, куда можно жаловаться. Мол, не в одном, так в другом месте вас выслушают. Но больше всего нас поразили выделенные жирным шрифтом слова: "Надо требовать зарегистрировать вашу жалобу независимо от того, что чиновники и милиция могут ссылаться на мэрию и пытаться не принять ее. Надо обязательно узнавать и записывать, кто конкретно принял жалобу (или отказался ее принять)". То есть опыт есть. Опыт звонков с жалобами и опыт получения стандартных ответов. Мы это тоже проходили: в ответ на возмущение вам цинично говорят: "Заказывайте экспертизу, делайте замеры шумов, обращайтесь в суд. Может, это только вам такому чувствительному мешает, а остальным 19 тысячам 581 не мешает". Вот! На это у чиновников и расчет: кто из наших людей будет связываться с экспертизой, кто потащится в суд? Мы же не Германия какая-нибудь, утрутся! Ну не поспят месяц-другой...
А теперь о пресловутых замерах уровней шумов, которые вопреки здравой логике удивительным образом показывают, будто бы все в норме. В неофициальной беседе один из замерщиков рассказал, как все на самом деле делается. Оказалось, что все эти экспертизы не более чем профанация. Чтобы шумы были в норме, эксперты делают следующее: когда динамики с музыкой направлены в сторону Строгина, замеряют уровень шума в Тушине. И наоборот. Получается, что замеры действительно делают, причем во время мероприятия, но только не там, где нужно.
- Сам-то я прекрасно понимаю жителей ближайших домов, - закончил Виктор Емельяненков. - Да что поделаешь, если гонки с улиц Москвы перенесли на летное поле. Другого же подходящего места нет.
С этим мы не согласны категорически. Считаем, что существует как минимум два куда более подходящих места: первое - прямо за околицей загородного дома г-на Козлова, второе - ну, вы понимаете.
Елена РУДНЕВА, зав. отделом гигиены Роспотребнадзора Москвы, огласила нам, что называется, весь список физиологически допустимых шумов: днем не выше 40 децибелов, а ночью - 30. Для сравнения: уровень шума на оживленной автомагистрали составляет 85 децибелов, в классе во время урока, когда что-то говорит учитель, а ученики болтают, - около 50.
Важен и уровень низких частот, которые человек может не ощущать, но они физически воздействуют на организм. Беда в том, что на низких частотах происходит множество жизненно важных процессов в нашем организме. Например, поэтому низкочастотные шумы могут стать причиной сбоев сердечного ритма, что особенно опасно для людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями. Низкие частоты тоже фиксируются при экспертизе. На основании ее результатов сотрудники Роспотребнадзора сначала дают предписание устранить нарушение. Если виновник не среагирует, на него накладывают штрафы. Если и после этого не последует никакой реакции, дело передают в суд.
Насчет "обращайтесь к экспертам...". Дело это небыстрое. По закону срок, в течение которого должны рассмотреть жалобу и сделать замеры, - месяц. Еще столько же времени уходит на то, чтобы рассмотреть результаты и вынести решение. Пройдет не один месяц, прежде чем виновных призовут к порядку.