19 февраля 2018г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
4
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 56.36   € 70.65
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ХОРОШИХ ПЕСЕН НЕГАСИМЫЙ СВЕТ

Князев Андрей
Опубликовано 01:01 22 Августа 2007г.
Эта беседа состоялась совсем недавно. Тихон Николаевич жил в Москве затворником и журналистов принимал редко. Но тут пришло известие из Омска о том, что местный музыкальный театр поставил героическую комедию Хренникова "В шесть часов вечера после войны". И я попросил рассказать о постановке. В ответ услышал: приходите, поговорим о спектакле, и не только...

- Понимаете, - начал разговор композитор, - мне это было так приятно: позвонили из Омска и сказали, что хотят поставить спектакль по моей музыке к фильму "В шесть часов вечера после войны". Идея мне невероятно понравилась. Молодые актеры выходили на сцену, и каждый, обращаясь к зрителям, рассказывал подлинную историю своих предков: "Я солист Омского музыкального театра. Во время войны мой отец воевал на 1-м Белорусском фронте, умер от ран". Или: "Я актриса. На войне воевали два моих деда. Мое участие в спектакле я посвящаю им..." Сегодня модно внушать молодежи, что в жизни советской страны не было ничего хорошего. Но это неправда. Наш народ победил фашизм, он выдвинул великих деятелей искусства - таких, как Прокофьев, Шостакович, Шолохов, Довженко... Разве этим не стоит гордиться?
- Но тех же Прокофьева и Шостаковича вам пришлось ругать с трибуны Первого съезда композиторов "за формализм"...
- У меня не было другого выхода - мне вручили уже готовый текст, и попробуй его не прочти. Тогда можно прощаться с собственной головой. И представляете, какой внутренней борьбы мне это стоило, ведь тот же Прокофьев был для меня Богом, я до сих пор убежден, что не было в ХХ веке более гениального композитора... Но все-таки важнее слов дела. Мы в Союзе композиторов старались, чтобы деятельность Прокофьева получила справедливую оценку, представляли его к Сталинским премиям - он их получил шесть. То же самое касается Шостаковича, Хачатуряна... Да и не думаю, чтобы Сталин всерьез хотел зла нашим великим музыкантам. Он понимал, что такие люди поднимают авторитет страны в глазах всего мира. А вот приструнить их, чтобы знали, кто в державе хозяин, - это он, видимо, считал полезным.
- А как вообще вышло, что вас, 35-летнего молодого человека, сделали руководителем Союза композиторов?
- Сталин знал мою музыку, она ему нравилась - например, он был на премьере моей оперы "В бурю" в театре Немировича-Данченко и от души аплодировал. Не без его помощи я возглавил союз, ну а в последующем меня каждый раз избирали тайным голосованием. За свой пост я не держался, но меня не отпускали. Вот сейчас говорят: тогда был тоталитаризм, все делалось по указке сверху. Чепуха! Вспомните, сколько лидеров сменилось у писателей, у художников, у кинематографистов! Все-таки творческим союзом так впрямую из ЦК не поруководишь. Если тот или иной руководитель проявлял себя как тиран, если его деятельность шла в ущерб искусству, члены союза находили возможность его сместить...
- Говорят, что в 60-70-е годы вы дружили с главой правительства Алексеем Косыгиным...
- Алексей Николаевич был удивительным человеком. А познакомился я с ним через его супругу Клавдию Андреевну. Она меня представила Алексею Николаевичу, мы стали общаться, он заезжал, и мы катались на коньках. Да-да, сейчас это трудно себе представить, но я неплохо катался... И почти каждый Новый год мы встречали вместе с Косыгиными на даче.
- С секретарем ЦК по идеологии Сусловым тоже нормально общались?
- В общем да, но дружбой это назвать нельзя. Михаил Андреевич частенько вызывал меня к себе и показывал письма, в которых мои коллеги "доносили" на меня: я-де покрываю евреев, потому что моя жена еврейка... Я этого никогда не скрывал. Скажу честно: в 52-м году, когда Сталин готовил депортацию евреев из Москвы и Ленинграда, я уже собирался вместе с моей Кларой сесть в теплушку и ехать на Дальний Восток... Этому безумному замыслу не дала осуществиться только смерть вождя.
- В вашем кабинете рядом с портретом жены - живые цветы... Говорят, такую счастливую пару, как вы и она, надо было еще поискать...
- К сожалению, Клара умерла в 2001 году. Мы прожили вместе 66 лет: когда я женился на ней, мне не было еще и 23. Приехала из Украины, из города Житомира, ее девичья фамилия Вакс. Она была журналисткой, во время войны работала в "Совинформбюро". Через Клару я познакомился с Фадеевым, Твардовским, Светловым, другими выдающимися писателями, поэтами. Своей мудростью и любовью она не раз спасала меня от депрессии, да что там - от гибели.
Например, во время борьбы с космополитизмом я заработал страшное нервное истощение. Представляете: присылают к вам бумагу, где требуют указать, кто поименно в вашей организации космополит. А тогда эта кличка была равносильна словам "предатель Родины". И в других союзах послушно отвечали: такие-то и такие-то. И головы летели с плеч. А я неизменно отвечал: в рядах композиторов космополитов нет. И со мной ничего не могли поделать, потому что знали: меня назначил Сталин. Боялись впрямую связываться.
Но исподтишка терроризировали. Скажем, вхожу я в подъезд, а там рисуночек висит: я в гробу. Или записочка: "Тиша, ты - покойник..." Тем не менее ни один человек не был репрессирован (только на два месяца посадили в тюрьму Метека Вайнберга, но за него все вступились, включая Шостаковича, и его отпустили). Но я из-за этого загремел в больницу с нервным срывом. Меня упекли в Барвиху якобы для лечения, но на самом деле я там совсем перестал спать. Всюду часовые, атмосфера страха... Через 17 суток начались галлюцинации. И Клара поняла, что надо действовать. Она приехала на автомобиле якобы навестить меня, посадила в машину, прикрыла юбками, я лег на дно, и они с шофером меня вывезли незаметно для охраны. Вот вы смеетесь, а я уверен, что если бы она меня не выцарапала, я бы там умер...
- С тех пор прошло больше полувека... Что вы делаете для поддержания физической формы?
- Каждый день делаю зарядку - конечно, не поднимаю гири, но дыхательные упражнения, разминка для рук и ног обязательны. А еще помогает работа. Вот заинтересовались моей музыкой постановщики сразу из нескольких театров - и я снова взял в руки партитурную бумагу (хотя зрение сильно ухудшилось, вот это здорово мешает), заново оркестровал какие-то свои вещи... А еще поделюсь с вами двумя заповедями, которые мне завещал отец, когда я юношей собрался из родного Ельца в Москву на учебу. Заповеди нехитрые: первая - никогда не приходи в восторг от своих успехов, если у тебя они будут, и не очень огорчайся от неудач. И вторая - живи сам и давай жить другим, а если есть возможность - помогай. И я жил по этим заветам. В юности мне бескорыстно помогали очень талантливые и известные люди - вначале семья Гнесиных, которая приютила меня в Москве. Потом Немирович-Данченко, который поверил в мальчишку, только что окончившего консерваторию, и заказал первую оперу... Помог кинорежиссер Иван Пырьев, с которым я делал первые фильмы: он попросил написать музыку к картине "Свинарка и пастух", потом к ленте "Шесть часов вечера после войны"... До сих пор дружим с замечательным "пырьевским" актером Володей Зельдиным.
- Вы, я смотрю, достаточно скромно живете: рояль, старинный письменный стол да часы с боем - вот и вся роскошь. Неужели жена не говорила: давай накупим золота, съездим в круиз по Средиземноморью?..
- Тогда это было совершенно не принято, нам подобные мысли и в голову не могли прийти. Жена за всю жизнь ни разу не спросила, сколько я зарабатываю. Она знала, что на жизнь нам хватит. Мы всегда были в состоянии принять друзей, накрыть для них стол, съездить на курорт в Крым, где общались с Игорем Александровичем Моисеевым, Галиной Сергеевной Улановой... Я вполне мог опрокинуть за дружеским столом пару рюмок водки, закусить селедкой или соленым огурцом. Теперь не могу - здоровье не позволяет.
- Ваши дети и внуки пошли, как и вы, по творческой стезе?
- Да, моя дочь театральный художник. Очень красивая женщина. Помните фильм "Руслан и Людмила"? Она снялась в одной из ролей в этой сказке. 20 лет проработала в музыкальном театре Бориса Покровского главным художником. И сейчас сотрудничает с музыкальными театрами. Оформляла мои спектакли, мюзикл по пьесе Маршака "Чудеса да и только", балет "Капитанская дочка". Сейчас он ставится в Нижнем Новгороде, только под другим названием - "Бунт в России"... Мой внук Андрей Кокарев возглавляет организацию, которая пропагандирует зарубежные фильмы. Он закончил факультет международной журналистики МГИМО. Мой правнук - тоже Тихон, играет на рояле, сочиняет музыку. Правда, ему пока только 15. А правнучке - 18, она учится в институте...
- Тихон Николаевич, скажите, вас, много пожившего и пережившего, чем-то удивить можно?
- Конечно! Вскоре после распада СССР мы вместе с великим нашим дирижером Евгением Светлановым поехали в Париж. У меня там был творческий вечер. Как-то сидим в ресторане, обедаем, и вдруг маленький оркестр начинает исполнять знакомую вещь. Светланов говорит: Тихон, это же твои "Московские окна"! Подозвали скрипача, спросили, откуда он взял эту мелодию. "Я, - говорит, - был в Москве и слышал ее по радио, мне понравилось, я со слуха записал, сделал аранжировку. А сейчас под нее танцуют во всех ресторанах Парижа..." И уже, наверное, эхом парижской популярности стал всплеск интереса к "Московским окнам" в России. Песню, которую я в начале 60-х написал по просьбе Леонида Утесова, стали использовать в рекламных роликах, сняли 24-серийный фильм под этим названием. Вот уж никогда не думал, что эта песня станет шлягером начала XXI века.


Loading...





МОК разрешил ехать на Олимпиаду 169 российским спортсменам, запретив им выступать под национальным флагом. А может, ну её, Олимпиаду эту?