ПОЛНЫЙ ПРОЛЕТ

Несколько тысяч пассажиров авиакомпании "Красэйр" уже не одни сутки не могут вылететь из аэропортов Москвы и Красноярска. У компании нет денег на топливо. Задержаны десятки рейсов на внутренних и международных направлениях. Это крупнейший туристический скандал лета.

С пятницы в аэровокзале Домодедово собралось больше 2500 пассажиров. Они не могут улететь в Иркутск, Норильск, Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Душанбе и Бишкек. В гостиницах им отказали сразу - мест нет. Измученные отдыхающие сидят прямо на полу, груднички ползают по полотенцам, расстеленным на холодных плитах. Деньги заканчиваются, многим нечего есть. Доведенные до отчаяния пассажиры перекрыли выезд из Домодедово, только тогда к ним вышли представители аэропорта и посоветовали обращаться в авиакомпанию.
Ольга Кузмичева с мужем и 9-месячным ребенком отдыхали в Москве. В аэропорту семья находится со среды. Им даже приблизительно не могут сказать, когда они вылетят.
- Нам выдали талоны на питание на 250 рублей, но на такую сумму много не съешь, поэтому мы с мужем перебиваемся как можем - кое-что с собой взяли, а вот ребенка кормить тут нечем. Сейчас муж с другом уехали в город, чтобы купить еду для сына, - жалуется измученная Ольга.
Билеты назад не принимают - в кассах закончились деньги. Ирина Стаченко летит транзитом из Калининграда в Хабаровск.
- Я тут уже неделю, а нам никто ничего не объясняет! В кассе предложили билет на 26 августа за 27 тысяч рублей. Откуда у меня такие деньги, я из отпуска?! - Ирина чуть не плачет.
В красноярском аэропорту Емельяново - сотни пассажиров. Комната матери и ребенка забита до отказа. Дети спят где придется, а их родители устали атаковать справочное бюро. Гостиниц на всех не хватает, горячего питания тоже. Олег Тяжлов с семьей ждет вылета во Владивосток уже 10 часов.
- У меня дети голодные сидят. За каждый билет с меня содрали по 15 тысяч рублей, а средств на заправку не хватает! - возмущается он.
- Много детей, беременных женщин. Одна семья везет гроб с покойником, по мусульманским обычаям его надо похоронить в первые сутки после смерти, - рассказывает Валентина Исаченко.
С размещением повезло только пассажирам рейса на Душанбе. Их отвезли в пансионат. Остальным никто не может сказать ничего определенного.
Самолеты компании "Красэйр" отказываются заправлять в аэропорту. Перевозчик задолжал около 200 миллионов только компании-заправщику "Сибирь Авиа Сервис".
- Я не могу сказать, что будет дальше, - заявил гендиректор "Сибирь Авиа Сервиса" Виктор Витюгов. - Мое мнение неизменно: есть деньги - есть керосин, нет денег - нет керосина. У нас были договоренности с "Красэйр" о постепенном погашении долга, но они своих обязательств не выполнили.
Как заявили "Труду" в компании AirUnion, в состав которой входит "Красэйр", чтобы решить проблему, им нужны еще сутки.
- В течение этого времени мы доставим всех до пунктов назначения, - говорит пресс-секретарь AirUnion Юлия Багрышева. - Мы все уладили, пассажирам осталось пройти регистрацию.
Вчера в московском аэропорту Домодедово в ожидании своих рейсов томились около 2500 пассажиров. 148 пассажиров не смогли вылететь из Ростова-на-Дону. Еще несколько сот пассажиров застряли в питерском аэропорту Пулково, примерно столько же - в аэропорту Самары. Правда, самарцам еще повезло: задержки рейсов были незначительными, всего 3-4 часа, и обошлось без скандалов - пассажиров накормили и разрешили сделать бесплатные звонки. Перво-наперво отправили борты, следовавшие международными рейсами. В Уфе самолетам компании "Красэйр" пока не перекрыли доступ к топливному шлангу, но местным руководителям перевозчика отправили письменное предупреждение.
Первый из десятков задержанных рейсов вылетел вчера из Москвы в Ираклион (Греция) в 16.30.
что делать
КАК ВЕРНУТЬ ДЕНЬГИ ЗА АВИАБИЛЕТЫ
В случае задержки рейса пассажиры имеют право отказаться от перелета. Так как это будет вынужденный отказ (он произошел по вине авиакомпании), то пассажирам должны вернуть стоимость билета. Для этого сначала в аэропорту надо попросить у представителя авиакомпании поставить в билете отметку о задержке, а затем в течение полугода обратиться с письменной претензией в авиакомпанию. В требовании о компенсации укажите все претензии: к примеру, вам пришлось покупать билеты в другой авиакомпании. Ответ должен поступить в течение 30 дней. Если авиакомпания отказывается платить, обращайтесь в суд. В судебном порядке проще добиться компенсации за моральный ущерб и упущенные выгоды (если у вас, к примеру, сорвалась сделка).
КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ "КРАСЭЙР"
Авиакомпания "Красэйр" была создана в 1998 году на базе Енисейского авиаотряда, существовавшего еще с 1934 года. Сегодня в компании работают около 4,5 тысячи человек. На долю авиаперевозчика приходится 6% внутренних и 3% международных пассажирских перевозок в России. В прошлом году услугами компании воспользовались примерно 1,7 млн. человек. С 2005 года "Красэйр" работает под общим брендом AirUnion вместе с компаниями "Домодедовские авиалинии", "Самара", "Омскавиа", "Сибавиатранс". 51% акций компании принадлежит государству, 40% - генеральному директору "Красэйр" Борису Абрамовичу. В прошлом году общая выручка компании составила 714,6 млн. рублей.
АВИАПАРК
В парке авиакомпании 33 пассажирских самолета (на август 2008 года)
15 Ту-154М
6 Боингов-737-300
4 Боинга-767-200EP
4 Ил-86
2 Ил-96-300
1 Ту-214
1 Ту-204-100