КОЛЛЕКТИВ В СТОРОНЕ НЕ ОСТАЛСЯ

"Труд" выяснил, как работалось и жилось грузинам, проживающим и работающим в России, во время

"Труд" выяснил, как работалось и жилось грузинам, проживающим и работающим в России, во время грузино-осетинского конфликта. Оказывается, в большинстве своем военная операция почти никак не отразилась на рабочем процессе. Например, Гиви, гражданин России, работает юристом одной из общественных организаций уже10 лет. Он рассказывает, что трудился в том же режиме, как если бы ничего не произошло, хотя на душе было тяжело: "Ощущение, как будто твои родные мать и отец до смерти между собой дерутся", - вздыхает он.
На работе Гиви нашел поддержку - коллектив интернациональный, некоторые даже попадали в похожую ситуацию, как, например, эстонец в мае прошлого года. (Напомним: тогда между русскими и эстонцами разгорелся конфликт, сопровождавшийся уличными беспорядками, из-за переноса памятника "Бронзовый солдат"). "Некоторым моим друзьям приходилось еще сложнее. Мой приятель грузин женат на осетинке - так вот он даже дома не может отдохнуть от споров, кто прав, кто виноват", - усмехается Гиви.
ГЛАВНОЕ, ЧТО НЕВЫГОНЯЮТ
Давид - гражаданин Грузии. Он работает официантом в московском ресторане национальной кухни. Сейчас он чувствует себя даже лучше, чем два года назад, хотя тогда военной операции (пусть даже по принуждению к миру) не было. Во второй половине 2006 года в результате охлаждения отношений между странами началась массовая депортация грузин - нелегальных мигрантов из России, были выдворены 2680 граждан Грузии. "Я боялся, что меня отправят обратно, московской прописки не было, - рассказывает Давид, - а сейчас никого из страны не выгоняют".
Некоторые специалисты даже получили послабления на работе. "У меня родственники в день войны могли находиться в Цхинвали, - рассказывает продавец из Санкт-Петербурга Георгий, россиянин с грузинскими корнями. - Я волновался сильно, все из рук в буквальном смысле валилось". Начальник Георгия, видимо, решив, что толку от такого работника все равно немного, махнул рукой и отпустил подчиненного домой на два часа раньше окончания его смены.
Дмитрий, работающий журналистом в Москве, родился в России, но по национальности он грузин. Трудился во время конфликта он так же, как и всегда. Однако прошедшая война все же попортила ему крови. Все грузинские девушки в ICQ в приступе патриотизма вывесили национальные флаги вместо своих фотографий. "Теперь невозможно понять: общаешься ты с красивой девушкой или нет", - жалуется он.
НЕ ВСЕ ТАК ПРОСТО
Однако не для всех небо такое безоблачное. Россиянин Вахтанг, инженер-конструктор одного из научно-производственных объединений, считает, что гроза еще не прогремела. Сейчас он без боязни приходит на работу, коллектив не донимает вопросами о прошедшей войне. Но надолго ли это? "Я думаю, рано или поздно прессинг на грузин усилится и мне придется покинуть Россию. Самое страшное - когда мы вернемся на родину, мы не сможем себя почувствовать дома. Для своих соотечественников мы такие же чужие, как и для России. На нас будут косо смотреть, как на людей, которые были далеко от войны, когда свои воевали", - делится опасениями Вахтанг.
И тем не менее уровень корпоративной культуры в России определенно вырос. Отрадно наблюдать, что склоки политиков и военных не выливаются в раздоры на рабочем месте.
ЦИФРЫ
300
тысяч грузин проживаютв России
198
тысяч грузин, проживающих в России, имеют российское гражданство
4037
грузин прибыли вРоссию с января по май2008 года
292
грузина выбыли изРоссии с января по май 2008 года
4,5
миллиона человек живет в Грузии
Источник: Росстат, данные переписи населения