Откуда берется общественное мнение

Литературный обзор

Общественное мнение — великая сила, способная на все. Например, столетиями отстаивать давно сформулированные истины — и с легкостью урагана сокрушать, казалось бы, непоколебимый порядок вещей и чьи-то вполне устоявшиеся репутации. По каким законам оно формируется и всегда ли это именно взгляд большинства на животрепещущие проблемы? В какой-то степени ответы на непростой вопрос ищут авторы этих книг.

Ольга Седакова «Сергей Сергеевич Аверинцев»

Мыслитель, переводчик, комментатор Священного Писания, историк культуры, на чьи лекции сходились толпы, он приобщал читателей и слушателей к высоким ценностям. Мог растолковать самые сложные вещи так, что любой чувствовал прилив сил и духа. А главное, ставил своей целью людей сближать, а не разделять. «Если бы у меня не было друзей среди евреев, латышей, грузин, немцев, англичан, я никогда бы по-настоящему не узнал, до чего я русский» — вот, например, одно из программных заявлений Сергея Аверинцева.

Его ученица Ольга Седакова сожалеет, что незаурядный ученый и просветитель сейчас полузабыт, она стремится вернуть его нам в качестве собеседника. «Сказанное и написанное Аверинцевым ободряет и не перестает сообщать новые темы. В самой маленькой его словарной статье заключены сокровища», — уверяет автор. И тут же она рассказывает о полемике Аверинцева с академиком Гаспаровым, утверждавшим, что духовная преемственность невозможна, что никто никого не слышит: человек для человека — китайская грамота: Аверинцев же, напротив, всегда и во всем исходит из «чувства цельности, перекличек, соответствий». Очень жаль, что сегодня такой взгляд мыслителя и историка выглядит архаично.

Екатерина Глаголева «Аль Капоне»

«Замечательный» — не значит ангел с крылышками. В популярной серии «ЖЗЛ» давно уже прописались «падшие ангелы» — от Нечаева до Блюмкина и Мессинга. А тут вдруг возникает и Аль Капоне — легенда гангстерского мира. Правда, книга перенасыщена подробностями давно канувших в Лету мафиозных разборок и потому отдает плохим боевиком, где каждую минуту палят и режут. Хотя автор своему герою пытается даже посочувствовать: мол, были ребята и покровожаднее, а старину Аля отличала человечность, свойственная «крестному отцу» Пьюзо. Конечно, дон Капоне — фигура наполовину фейковая и даже жалкая. Ворочая миллионами, умер, живя на весьма скромный пансион мафии. Дурная болезнь, пора-зившая сладострастного Аля, отшибла ему память, и все спрятанные от налогов криминальные заначки так и остались невостребованными. Зато нам остались афоризмы Аль Капоне: «Ничего личного, это просто бизнес» или особенно актуальный для сегодняшних дней: «Капитализм — законный рэкет правящего класса». Такой четкости формулировок и умудренные политики позавидуют.

Григорий Юдин «Общественное мнение»

С одной стороны, отношение к опросам общественного мнения нынче весьма ироничное: знаем мы ваши опросы, они как дышло — можно повернуть так, а можно этак. С другой, полное игнорирование этой тонкой материи чревато бурными последствиями, что мы сегодня и наблюдаем в Белоруссии. А где же золотая середина между двумя крайностями? Социолог Григорий Юдин, чтобы ответить на этот вопрос, обращается к истории. Сначала к XVII веку, когда только зарождались догадки, что у населения могут появляться какие-то мысли, кроме как о выживании. И что они как-то влияют на политику государства. А уже в 1930-х американский маркетолог Джордж Гэллап изобрел современную технику опроса, и общественное мнение стали вычислять в цифрах.

Впрочем, и цифры не означают истины. Автор книги как раз об этом: утверждает, что соцопросы не столько выявляют мнение большинство по той или иной проблеме, сколько фабрикуют это мнение, вводят общество в гипноз. И получается: цифры — отдельно, а люди — отдельно. Кризис демократических процедур налицо, но что предложить взамен? Внятного ответа пока никто не дает...