"БОЕВЫЕ" ПОТЕРИ

Сначала воинов-контрактников (теперь уже бывших) было 25, и спали они на зеленой лужайке

Сначала воинов-контрактников (теперь уже бывших) было 25, и спали они на зеленой лужайке аккурат под окнами штаба Северо-Кавказского военного округа. Затем число их выросло до полусотни. Средств на гостиницу и еду у них нет, так как причитающиеся им при увольнении деньги в основном не выплачены. А те крохи, что получили, растаяли быстро.
Владимир Горских в качестве наводчика на контрактной основе стал служить с шестого апреля 2000 года. Приходилось выполнять разные задачи, в том числе и по охране выводимых полков и колонн, направляемых в Дагестан, Осетию, Ингушетию. Сержант Олег Гритченко в своем танковом экипаже был и командиром, и наводчиком. За разминирование 1 109 мин был представлен к ордену. Считает, что теперь ему награды не видать, поскольку он тоже присоединился к пикетчикам.
Большинство контрактников 70-го полка 42-й дивизии 58-й армии, как и Горских, начали службу в начале апреля. В мае некоторые из них стали интересоваться, как и когда будет производиться оплата. Как известно, президент в свое время заверил, что всем, кто служит в горячих точках, будут платить не менее тысячи долларов в месяц в рублевом эквиваленте. Контрактникам объяснили - представьте командованию части точные домашние адреса, тогда деньги вышлют. Недели две собирали сведения. На повторную просьбу ответили: бухгалтерии трудно вручную заполнять множество переводов, да и при пересылке теряется десять процентов. Посоветовали - пусть домашние заведут сберкнижки. Письма из войсковой части 23132 полетели в разные концы России, на что ушло не меньше трех недель. Жены сообщили в часть номера счетов. Но выяснилось, что деньги вновь переводить не будут. Нужны подтверждения, что счета не арестованы, а банки - платежеспособны. Мужики перетерпели, высказывать вслух свои недовольства не стали. На сбор соответствующих справок ушло еще несколько недель. Заканчивался третий месяц службы, а в семьи не попало ни одной копейки.
В начале июля в части ожидалась проверка из Москвы. Потерявшим всякую надежду контрактникам наконец выплатили "аванс" в размере 600 рублей каждому. Это были первые деньги, которые вживую увидели бойцы. Остальные долги обещали погасить в августе, но после отъезда комиссии откровенно дали понять, что и позже надеяться не на что.
Уже в июне начальству на стол легли первые рапорты. К концу июля число желающих прервать заключенные с Минобороны контракты уже выросло в десятки раз, и счет в полку пошел на сотни.
...Разные дороги привели гражданских людей к контрактной службе. Кто-то, как Сергей Щучка из Тюмени, рассчитывал в армии получить звание прапорщика и затем прослужить еще несколько лет. Аркадий Смирнов, который переехал в Тюменскую область из Прибалтики, оставив там жилье, надеялся заработать средства на квартиру. Павлу Кулешову, имевшему у себя в Курганской области 1200 рублей заработка с 4 - 5-месячными задержками, невозможно было содержать на эти деньги неработающую жену и двоих малолетних детей.
Но не только материальные мотивы двигали бойцами. Пикетчики рассказывали автору этих строк, что военкоматы вели активную пропаганду о необходимости защиты южных рубежей России. Упор делался на то, что особенно нужны те, кто имеет опыт службы в армии. В семьях были слезы, жены, разумеется, не отпускали. Но, если мужик стукнет кулаком по столу, никакие слезы уже не в счет.
Бойцы-контрактники войсковой части 23132, продержавшие свои семьи впроголодь почти в течение полугода, почувствовали себя обманутыми и как бы виноватыми перед родными. Перед отправкой в военкоматах их предупредили: "Денег добивайтесь на месте, у нас вы ничего не получите".
Не найдя поддержки у своего непосредственного начальства, они решились на беспрецедентный шаг. У штаба СКВО расположились с плакатами: "СКВО! Верните наши деньги за службу в Чечне!" Время от времени из дверей штаба выходят офицеры, уговаривают пикетчиков вернуться домой. Те наотрез отказываются. Предложили другой вариант - поехать в Моздок, чтобы там получить положенное. Для этой цели командованием СКВО был выделен самолет. Часть контрактников, поверив обещаниям, вылетела в Моздок. Увы, им оплатили только май, остальные деньги вновь "повисли". Это заставило пикетчиков продолжать свою акцию.
На организованной ростовским отделением Союза журналистов России пресс-конференции встретились обе стороны. Но диалог их напоминал разговор глухого со слепым. Представители СКВО не слышали или не хотели слышать, что конфликт в 70-м полку возник как раз из-за невыплаты денежного довольствия - той минимальной части положенного, без чего семьям на "гражданке" прожить невозможно. По заверениям контрактников, так называемые "боевые" они во время службы готовы были ждать, понимая, что всем сразу их выплатить невозможно. Денежного довольствия они так и не увидели.
В 70-м полку 42-й дивизии, как выяснилось из разговора с контрактниками, не только денег не платят, но и кормят отвратительно. По свидетельству Владимира Горских и его товарищей, потчевали их, как правило, крупой, заваренной кипятком. Тушенку если и давали, то в основном просроченную. Но и такой еды, а также хлеба не хватало. Как заявил на пресс-конференции сержант Андрей Галичин, психологическую нервозность вызвал тот факт, что на территории части стали свободно разгуливать вооруженные чеченцы, которым выдавалось и новое обмундирование, и продукты, и вооружение. На вопрос корреспондента "Труда", начато ли служебное расследование по фактам, о которых контрактники неоднократно сообщали в штаб СКВО, полпреду президента в Южном федеральном округе Виктору Казанцеву, а также в военную прокуратуру, ни представитель финансовых органов Фомин, ни старший офицер Управления воспитательной работы Северо-Кавказского военного округа подполковник Салманов ответить не смогли.
В Ростове-на-Дону в последние дни сильно похолодало. Пошли дожди. Ночевать на лужайке стало невозможно. Сердобольные ростовчане несут ребятам еду - горячую вареную картошку, овощи, пирожки. Житель одного из соседних домов предоставил для ночлега собственный частный автобус. Здесь бывшие контрактники спят, едят, сочиняют бумаги в различные инстанции...
Когда решится их проблема, они не знают. Уверены в одном: без денег к своим женам они не вернутся - стыдно. По последней информации, некоторые из них решились на крайнюю меру - голодовку. По словам Владимира Горских, пикетчики хотят привлечь внимание не только к собственным бедам, но и к тем ошибкам и просчетам, без учета которых в стране не построить нормальную армию на контрактной основе.
* * *
Как стало известно, отслужившие в Чечне контрактники решились на крайние меры. В 8 часов утра в среду они заблокировали вход в здание штаба СКВО, не пропуская внутрь ни людей, ни машины. Так продолжалось до 15 часов. Именно в это время прибыл прервавший свою поездку в Ставрополь полпред президента РФ в Южном федеральном округе Виктор Казанцев. Как выяснилось, письменные обращения контрактников, которые были переданы через чиновников, он не получал. В четверг в 10 утра, по указанию Виктора Казанцева в ростовском Доме офицеров, собрались контрактники и представители штаба СКВО. Началась конкретная работа с каждым из протестующих. Выясняется, кому что и в каком объеме положено выплатить. Несмотря на начавшийся дождь, пикет у штаба не снят. В течение последних суток из Чечни прибыло еще около 20 контрактников.