Так уж повелось, что летние Олимпиады проводятся по тому же четырехлетнему циклу, что и президентские выборы в США. Но на сей раз Олимпиада приходится на финал избирательной кампании. Игры заканчиваются за два дня до назначенного на 3 октября первого их трех раундов дебатов между главными кандидатами - Гором и Бушем. И мало того, что эти словесные дуэли будут проходить в неудобном для Буша формате и что он как полемист менее искусен, чем его соперник, - сами дебаты начинаются при невыгодном для республиканского президента рейтинге: он, по опросам, отстает в популярности от Гора в разных штатах на 5 - 7 пунктов, а в Калифорнии даже на 9.
А ведь два месяца назад все было наоборот, и организаторам кампании Буша сейчас приходится срочно перестраиваться, чтобы наверстать упущенное. Не так-то просто найти аргументы, которые убеждали бы избирателей в необходимости смены правящей партии в период экономического процветания: от добра добра не ищут. Не срабатывает и расчет республиканцев на то, что Гор, находившийся в течение 8 лет в тени Клинтона, был в глазах публики "скучным человеком". Год назад такого мнения придерживались 57 процентов американцев. Нынче же для большинства опрошенных он уже представляется "интересной личностью", а 63 процента доверяют ему как лидеру. Здесь, видимо, сказывается апелляция Гора к среднему классу, которому он обещает рост благосостояния, в частности за счет более чем триллионного положительного баланса госбюджета. К тому же в последние дни Гор усилил популистскую критику в адрес большого бизнеса, в том числе нефтяных монополий, что тоже по душе рядовому избирателю. Из стана республиканцев в адрес Гора тут же раздались обвинения в "разжигании классовой борьбы".
Одновременно лагерь Буша переносит огонь полемической схватки с внутренних на внешние проблемы. Группа конгрессменов-республиканцев обнародовала доклад, резко критикующий политику администрации Клинтона в отношении России.
Авторы документа считают, что нынешняя администрация не смогла за последние восемь лет использовать представившиеся возможности, чтобы помочь России успешно осуществить переход от коммунистического прошлого к демократическому государству и гражданскому обществу. По их мнению, программы помощи со стороны США оказались малоэффективными, а неудачные рекомендации американских советников стали одной из причин российского финансово-экономического кризиса в августе 1998 года. Кроме того, администрация Клинтона ориентировалась в основном на "отдельные личности" в российском руководстве, забывая о необходимости отстаивать основополагающие принципы и укреплять институты рыночной экономики. Провалы в политике Вашингтона усугубили такие беды российского общества, как преступность и коррупция, и вызвали резкое усиление антиамериканских настроений в РФ. Вредной для России, считают авторы доклада, оказалась и политика МВФ, в котором "первую скрипку" играют США.
Хотя республиканцы-законодатели утверждают, что их доклад не преследует узко партийных целей и не носит конъюнктурного характера, сам факт появления этого документа за несколько недель до выборов, которые состоятся 7 ноября, говорит сам за себя. Критика касается лично Альберта Гора, который активно участвовал в разработке политического курса в отношении Москвы, будучи сопредседателем российско-американской Комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству.
P.S. Глава МИДа РФ не согласен с односторонне негативной оценкой развития отношений между США и Россией, но готов считаться с конструктивной критикой. Игорь Иванов так прокомментировал доклад рабочей группы конгрессменов-республиканцев: "За период президентства Билла Клинтона Москве и Вашингтону, возможно, не удалось добиться всего, чего мы хотели, в двусторонних отношениях, но мы сделали очень много. И любой объективный аналитик сегодня скажет, что отношения с США, их климат сегодня кардинально изменились по сравнению с теми, какими они были 10 лет назад".