05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КОМПЬЮТЕР НА ШКОЛЬНОЙ ПАРТЕ

Климов Александр
Опубликовано 01:01 22 Сентября 2000г.
Есть известное изречение о том, что "широк человек", надо бы, дескать, его укоротить. Мой собеседник как раз из таких "широких" людей. В нем сочетается, казалось бы, несочетаемое. С одной стороны, прирожденный организатор, которому приходится общаться со множеством подчиненных, с другой - любитель китайской философии, размышлений в одиночестве; с одной стороны, мягкий, обходительный собеседник с приятной улыбкой, с другой - достаточно строгий, требовательный начальник, на досуге занимающийся весьма жестким видом спорта - каратэ. И все же "широта" эта, похоже, отнюдь не вредит, а наоборот - помогает делу, которым он занимается. Оно требует именно разносторонности взглядов и подходов.

Председатель директората Федерации Интернет-образования Сергей МОНАХОВ любезно согласился ответить "Труду" на несколько вопросов, касающихся интереснейшего проекта, которому он посвящает большую часть своего времени.
- Сергей Владимирович, на что нацелена Федерация Интернет-образования, которой вы руководите? Как она появилась?
- Начиналось все с проекта нефтяной компании "ЮКОС" - "Поколение.ru". Его задача состояла в том, чтобы содействовать развитию Интернет-образования в России. Что такое вообще Интернет-образование? Четкого, строгого определения этому понятию наука не дает. На наш взгляд, Интернет-образование - это внедрение Интернет-технологий в образовательный процесс. В первую очередь, конечно, в образование школьников, ведь с них все и начинается.
Небезызвестный китайский мудрец Конфуций в свое время сказал: "Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения". Наша мысль заключается в том, что Россия как великая держава должна стать страной, население которой в массовом порядке использует Интернет. Но как всякий носитель информации, он может иметь и позитивный, и негативный заряд. Поэтому необходимо Интернету учить. И основная фигура в этом процессе, конечно, школьный учитель. Вот почему в проекте "Поколение.ru" два основных направления.
Первое - создание инфраструктуры, то есть создание региональных центров на базе разного рода образовательных учреждений, где можно было бы учить учителей пользованию Интернетом. Делать это следует для того, чтобы они потом (и это - второе) внедряли Интернет-технологии в учебный процесс и занимались с учениками сверх школьной программы.
Проект очень масштабный, я бы сказал - общегосударственного уровня. Поэтому, чтобы организовать его реализацию, и была создана Федерация Интернет-образования.
- Почему вы решили возглавить эту некоммерческую структуру, и когда это произошло?
- Произошло это месяц назад. До моего прихода здесь уже было достаточно много сделано, хотя прошло всего полгода с тех пор, как федерация создана. Открылись центры в Москве и Санкт-Петербурге. В столице началось обучение учителей в Академии повышения квалификации работников образования. Сейчас уже более 600 учителей прошли курс Интернета. Они-то и передают теперь свои новые знания школьникам.
- Вы наверняка знаете из того же Интернета о недавнем отчете американских экспертов из Общества по защите детей. Заокеанские специалисты утверждают, что повсеместное внедрение компьютеров в образовательную систему отнюдь не способствует развитию школьников, а лишь угрожает их здоровью. Усталость и раздражение глаз, стрессы - вот к чему приводит повальное увлечение компьютерами и Интернетом. Что вы думаете по этому поводу?
- Опасения эти, разумеется, небеспочвенны. Но с таким же успехом можно доказать, что ребенку, например, вредно писать - осанка портится. А ведь это происходит лишь в том случае, если он неправильно сидит.
- В принципе, компьютеры могут быть вредны не только с точки зрения здоровья, но и с точки зрения нравственности...
- Действительно, в Интернете можно найти и порнографию, и мат, и недостоверную информацию, и сайты экстремистского, националистического толка, и явную дезинформацию... Но все это не значит, что от Интернета следует отказаться. Да это и невозможно, поскольку существуют мировая информационная культура, мировая информационная среда. Единственное, что мы можем сделать, чтобы отсечь негативные стороны Интернета, - это привить детям навыки цивилизованного пользования его ресурсами.
Надо научить детей находить нужную информацию, фильтровать ее, отделять зерна от плевел. А помимо этого, они должны уметь общаться в он-лайне, через электронную почту и так далее. Ведь Интернет - еще и мощное средство общения. Наша задача как раз и состоит в том, чтобы через российский учительский корпус максимально успешно решить проблему цивилизованного использования Интернета. Но мы пока находимся лишь в начале пути.
- И, видимо, сильно отстали в этом отношении от стран Запада?
- Да, у нас на 200 школьников приходится один компьютер. Но надо понимать, что это средняя цифра. В одном месте на 20 учеников один компьютер, а где-нибудь в далекой провинции и на тысячу школьников ни одного. Если нынешние темпы развития Интернета в России сохранятся, мы безнадежно отстанем, по крайней мере - от развитых стран.
По одному из источников, у нас сейчас около шести с половиной миллионов пользователей "глобальной сетью". Но активное ядро - те, кто в неделю два-три раза в Интернете побывали, - примерно 800 тысяч. Это очень мало.
Вот почему мне так интересен наш проект, его масштабность, его многогранность, сложность.
- Каковы ваши ближайшие задачи?
- Цель нашей организации - содействовать развитию Интернет-образования. Было бы безответственно сказать, что цель федерации - создать систему Интернет-образования во всей России. Решить эту проблему можно только усилиями государства и всего общества.
Что касается ближайших задач, то до конца года мы планируем обучить в общей сложности тысячу учителей и открыть еще три центра - в Самаре, Воронеже и Новосибирске. Совсем недавно мы открыли центр в Томске - третий по счету, вслед за Москвой и Санкт-Петербургом.
Непосредственно обучение учителей проходит в вузах, школах, а центры организуют, сопровождают эту работу и постепенно, я думаю, станут некими общественными структурами с кружками, клубами, кафе - в основном для молодежи. За пять лет мы намереваемся подготовить 250 тысяч учителей и создать 50 центров в регионах. Но это может быть осуществлено лишь при поддержке государства, бизнеса и всего общества. Сейчас финансирование проекта идет только из средств "ЮКОСа". Надеюсь, что скоро подключатся другие коммерческие структуры и, конечно, государство.
Сейчас идет обсуждение в Думе вопроса о выделении отдельной строкой в бюджете на 2001 год финансирования образования в размере 6 миллиардов рублей, из которых один миллиард предназначается для компьютеризации школ.
- Думаете, утвердят?
- Насколько знаю, практически все фракции поддерживают это предложение.
- Вы немало сил отдаете этому проекту. А когда вы обычно возвращаетесь домой?
- Часов в 10 вечера, не раньше.
- Как вы поддерживаете свою физическую форму?
- С помощью каратэ, которым начал заниматься два года назад. Это - целый мир. Интернет - тоже. Огромный, с безграничными возможностями мир, который нам предстоит освоить и без которого нам не обойтись. Многие это начинают понимать.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников