ПИРАТЫ ХХI ВЕКА

Подделки, "левый товар" продаются на рынках, в палатках и даже в магазинах под "флагом" известных фирм. Подделывается до 40 процентов объемов одежды и обуви, 50 - парфюмерии, косметики и синтетических моющих средств, 35 - рыбных и мясных консервов, 45 - табачных изделий, 45 - маргарина и сливочного масла... Этот вид нелегального бизнеса приносит законопослушным предприятиям и бюджету колоссальные убытки.

Стоимость товарного знака, именуемого еще брэндом, складывается из массы показателей - время присутствия на рынке, объемы продаж, стоимость затраченной на раскрутку рекламы. Цена "имени" достигает астрономических величин - десятки миллиардов долларов. Естественно, владельцы пытаются свой знак защитить, а пираты украсть.
Юрист Евгений Ариевич, представляющий интересы известной западной фирмы, борющейся с подпольным бизнесом, утверждает, что "подпольщиков" с каждым днем больше. Особенно это касается стран, которые только строят рыночную экономику и не имеют надежных механизмов защиты. Скажем, в России до недавних пор процветал пиратский рынок компьютерных программ и компакт-дисков. Причем нелегалы выступали в роли этаких благодетелей - для населения, говорили они, настоящие диски дороги, есть только одна возможность приобрести "фирму" - купить краденый. Логика есть, но она порочна. И дело не только в качестве подпольного товара. Если подделки оккупировали рынок, то вытесняются легальные товары и, значит, бюджет теряет деньги - налоги, если производство налажено в России, или таможенные сборы, если это импорт. Как показало исследование, проведенное по заказу антипиратской организации Business Software Alliance, в 2000 году только из-за воровства на рынке программного обеспечения бюджет России лишился более чем 700 млн. долларов.
Но воруют не только видео- и аудиодиски. Основные потери Россия несет из-за нелегального производства таких товаров, как кофе, чай, масло, минеральная вода, полуфабрикаты, консервы. Подделка известных российских продуктовых брэндов налажена не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в российских регионах, где сложнее отслеживать подлинность торговой марки. Более половины российского алкогольного рынка приходится на подпольную продукцию - и как следствие отравления суррогатами водки растут каждый год. Объем теневого оборота табачных изделий составляет 45 процентов, то есть почти каждая вторая сигарета - поддельная. К слову, тут мы не оригинальны - в Великобритании доля "левых" сигарет - около 40 процентов. В Швеции из-за высоких акцизов нелегалы захватили почти весь табачный рынок, и только пересмотр налоговой политики и ужесточение наказаний за подделки позволили государству вернуть над ним контроль.
Спрашивается, куда у нас смотрят правоохранительные органы? Разве подделки не караются по закону? Беда в том, что закон о товарных знаках принимался в 1992 году. Тогда никто не мог предвидеть, что наши "умельцы" в таких масштабах начнут делать деньги на чужом имени. Используя правовой вакуум, в котором оказались не оформленные надлежащим образом товарные знаки, поворотливые коммерсанты начали регистрировать их на свое имя. Это стало весьма доходной статьей бизнеса, поскольку позволяло вымогать деньги за использование известного товарного знака у всех остальных. Правовая система оказалась просто не готова к натиску веселых и находчивых проходимцев, действующих по принципу кто успел, тот и съел.
К сожалению, в законодательстве не было предусмотрено и эффективных мер с откровенными пиратами. Максимальный размер штрафа за использование чужого товарного знака сегодня не превышает 75 тысяч долларов. Для тех, кто подделывает товарные знаки в промышленном масштабе, - это копейки. Вдобавок у нас не предусмотрено такой принятой в большинстве стран меры борьбы с пиратством, как уничтожение "левой" продукции. В законе говорится об "удалении продукции" с рынка и "уничтожении товарного знака".
- Получается как в царской резолюции "казнить нельзя помиловать", - рассказывает Ариевич. - Закон предписывал убрать нелегальный товар с рынка, но не объясняет, как ту же поддельную водку вывести из оборота, не выпив. Провалы в законодательстве открыли простор для всякого рода махинаций.
Правда, теперь появилась надежда, что пиратство удастся обуздать. В Госдуму внесен новый проект закона о товарных знаках, который должен устранить пробелы в правовом поле и защитить рынок от подделок. Заметим, что принятие этого закона - одно из условий вступления России во Всемирную торговую организацию.
СПИСОК "ПИРАТСКИХ" СТРАН В ОБЛАСТИ КОМПЬЮТЕРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
Страна 2000 год 1999 год
процент процент
пиратских пиратских
программ (тыс. $) программ (тыс. $)
Вьетнам 97 34 938 98 13 106
Китай 94 1124 395 91 645 480
Индонезия 89 69 991 85 42 106
Украина 89 29 700 90 43 520
Россия 88 108 983 89 165 515
Ливан 83 1600 88 2059
Пакистан 83 31 379 83 18 913
Боливия 81 3470 85 5059
Катар 81 3736 80 4451
Бахрейн 80 4745 82 6021