11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЧИНЕЙСКИЕ РЕЛЬСЫ

Иванченко Александр
Опубликовано 01:01 22 Сентября 2001г.
Сталь, легированная чинейским ванадием, в целом не уступает, а по некоторым показателям превосходит знаменитую продукцию Нижнетагильского металлургического комбината на Урале. Из ванадийсодержащих титаномагнетитовых руд нового месторождения будет выплавляться особо прочная сталь для прокатки железнодорожных рельсов.Скоро, очень скоро начнется движение по одноколейке Чара-Чина в Читинской области. Эта 72-километровая линия проложена через вечную мерзлоту и скалы от Байкало-Амурской магистрали к уникальному месторождению. Первый состав с первым вагоном редкоземельной руды отправится в путь со станции Карьерная на Коршуновский горно-обогатительный комбинат 26 сентября.В этом году предполагается перевезти на металлургические комбинаты страны 500 тыс. тонн руды.

В общем-то, нет ничего неожиданного в том, что осуществление программы реформирования железнодорожного транспорта продвигается с трудом. Министерству путей сообщения приходится преодолевать серьезное сопротивление противников его концепции преобразований.
Особое неприятие у радикальных либералов вызывают крупномасштабные проекты, реализация которых возможна лишь при концентрации усилий на федеральном уровне. Такие проекты они иронически называют "грандиозными стройками". При этом имеются в виду прежде всего участие МПС в развитии Байкало-Амурской магистрали и освоение прилегающих к ней территорий, включая разработку рудных и угольных месторождений.
В декабре откроется самый крупный в России (15,3 км) Северо-Муйский тоннель. Сдается в эксплуатацию ветка к Чинейскому месторождению железотитанованадиевых и медных руд. Впереди - прокладка ветки, ведущей к другой природной кладовой - Эльгинскому месторождению каменных углей. Идет активная работа по строительству подъездной железнодорожной ветки к знаменитому Удоканскому месторождению меди. МПС участвует в возведении Бурейской ГЭС.
Плюс впечатляющие инициативы по Транссибу. Это разработка проекта соединения материка с островом Сахалин, воссоединение с Транскорейской магистралью, создание транспортного коридора Берлин - Варшава - Брест - Минск - Москва - Нижний Новгород.
Больше всего "ядовитых стрел" летит в сторону "Транстелекома". И это понятно: единая волоконно-оптическая магистральная сеть связи и впрямь является воплощением идеи централизованного единства. Потому и стала она мишенью номер один для любителей все расчленить и приватизировать по кусочкам.
Аргументом-страшилкой противников приоритетных эмпээсовских строек является утверждение о том, что "МПС не жалеет денег на нецелевые объекты".
Нельзя не заметить, что в устах поборников стихийного рынка резкие выпады по поводу "нецелевого" характера строительных объектов выглядят несколько экзотично. С каких это пор стали они блюстителями плановой дисциплины? При этом вряд ли "строгие судьи" не знают о том, что все работы ведутся в рамках федеральной программы экономического и социального развития Дальнего Востока. По инициативе МПС действует подпрограмма хозяйственного освоения и развития зоны БАМа на 1998-2005 годы.
Мимо цели бьет и "тяжелая артиллерия". Так, в начале нынешнего года Герман Греф заявил: "Реальные темпы роста тарифов на услуги МПС опережают темпы роста цен на промышленную продукцию". Хотя министр экономразвития, скорее всего, знает, что стоимость железнодорожных перевозок за последние четыре года упала в цене продукции российских производителей в два раза.
А вот глава Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Илья Южанов подсчитал, что одни только инвестиции МПС в освоение двух сибирских месторождений превышают годовые затраты на обновление подвижного состава. В решительности и серьезности намерений министра-антимонопольщика сомневаться не приходится. Но бросается в глаза, что в данном случае довод построен на известной уловке: сравниваются несопоставимые величины. Умалчивается, скажем, о том, что освоение Эльгинского угольного месторождения рассчитано не на год, а на восемь лет.
В центральной печати, а также на сайтах в Интернете размещено немало материалов, в которых берется под сомнение финансовая целесообразность участия МПС в освоении прилегающих к БАМу территорий. Это, дескать, имеет самое отдаленное отношение к непосредственным задачам железнодорожного ведомства.
Между тем активность МПС в Забайкалье и на Дальнем Востоке объясняется его заинтересованностью в увеличении грузопотока, проходящего по БАМу. Можно будет также через Транссиб загрузить глубоководные дальневосточные морские порты для поставок угля на экспорт.
Объем перевозок чинейской руды редкоземельных металлов к 2005 году составит до 5 млн. тонн в год. А в перспективе ее добыча вырастет до 10 млн. тонн в год. Ежегодно планируется перевозить 15-20 млн. тонн эльгинского угля. Все это послужит хорошей дополнительной загрузкой БАМа. В результате магистраль станет рентабельной. Кроме того, раз оплатив стоимость строительства, МПС может постоянно получать в течение десятилетий стабильный доход - плату за перевозки руды и угля.
Запасы Чинейского месторождения оцениваются в 1,5 млрд. тонн. Очень важно, что добычу на обоих месторождениях можно организовать открытым способом. Он, как известно, намного дешевле, эффективнее и безопаснее шахтного.
Наличие собственной топливной и энергетической базы позволит региону быть готовым к любым погодным перепадам и не зависеть от поставок топлива из других регионов страны.
Большое значение имеет социальная составляющая реализации проектов. Прокладка линий и последующее освоение месторождений позволяют создать новые рабочие места. Появляется возможность обеспечить преемственность знаний и умения заслуженных первопроходцев БАМа, передать эстафету мастерства молодым специалистам.
Программа действий МПС России свидетельствует о том, что руководство этого министерства выстраивает перспективу отрасли, исходя из государственных интересов.
На прошедшей в четверг пресс-конференции первый заместитель министра путей сообщения Александр Мишарин, освещая вопросы инвестиционной политики, оперировал параметрами в масштабах страны.
Он считает, что для поддержания устойчивой работы федерального железнодорожного транспорта необходимо обеспечить значительный объем инвестиций в основные фонды. К резкому увеличению уровня их износа привело обвальное снижение финансирования отрасли из федерального бюджета в 1990-х годах. Теперь полная восстановительная стоимость выбывающих средств в течение 2001-2010 годов составит 1,4 триллиона рублей. Из них более 780 млрд. рублей приходятся на первые пять лет (примерно 160 млрд. рублей в год).
По словам А. Мишарина, источником удовлетворения инвестиционных потребностей будет увеличение денежного потока за счет снижения затрат, укрупнения объема перевозок и повышения тарифов. Предполагается также использовать внешнее финансирование путем привлечения частных инвестиций и субсидий.
Для эффективного задействования потенциальных источников финансирования будут созданы благоприятные условия. Среди них - финансовая прозрачность хозяйственной деятельности, предсказуемость уровня тарифов, эффективное внутреннее управление инвестиционной политикой.
В соответствии с прогнозами экономического роста отрасли ожидается, что по сравнению с 2000 годом грузооборот увеличится на 33 процента и составит в 2010 году 1,8 триллиона тонно-километров, а пассажирооборот в дальнем сообщении вырастет на 26 процентов и составит 146 млрд. пассажиро-километров.
С учетом инвестиционных потребностей разработаны восемь отраслевых подпрограмм развития железнодорожного транспорта.
МПС - словно последний бастион. Это, пожалуй, единственное в России министерство, которое сохранило управляемость отраслью в целом. Оно изо всех сил сдерживает чрезмерные приватизаторские аппетиты. Пока сдерживает.
Если же МПС, вопреки настроениям большинства населения, уступит внешнему давлению или же, паче чаяния, по своей воле упустит бразды правления отраслью, железная дорога страны тут же рассыплется, как небезызвестная "Антилопа-гну". В таком случае МПС необратимо перейдет в категорию виртуальных министерств, которые вроде бы и есть, но на самом деле уже ни на что не влияют.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников