ЕЛЕНА ШАНИНА: УЧУСЬ У СВОЕЙ ДОЧЕРИ

Сегодня в театре Ленком знаменательное событие - исполняется 20 лет со дня рождения самого известного спектакля "Юнона и Авось". Первой исполнительницей несравненной Кончитты была Елена Шанина, ныне народная артистка России.

- Елена Юрьевна, постановка "Юноны и Авось" действительно сыграла определяющую роль в вашей биографии, или творческая судьба могла успешно состояться и без этого?
- Я не люблю подводить итоги. А если вы считаете, что эта роль стала эпохальной в моей судьбе, значит, пусть так и будет. Хотя у меня было много и других ролей, более содержательных в драматургическом плане. Просто так случилось, что спектакль "Юнона и Авось" появился в то время, когда на Западе процветал мюзикл, а для нас он был закрыт. Мы сами, чтобы иметь представление об этом направлении в искусстве, тайком смотрели в записях такие спектакли, как "Иисус Христос - суперзвезда", "Кабаре" и другие. Поэтому, конечно, наш спектакль стал "бомбой" на музыкальном безрыбье. Сейчас мне бы не хотелось выглядеть сумасшедшей стареющей артисткой, которая заклинилась только на одной роли, принесшей ей успех. Я продолжаю двигаться дальше, ищу в себе другие исполнительские возможности, стала играть более взрослых, зрелых, ироничных женщин. Но так случилось, что эта роль ко мне все время возвращается. Несколько дней назад художник русского происхождения Игорь Соколов, давно живущий в Нью-Йорке, привез портрет Кончитты, написанный его отцом. Вернисаж состоялся в Историческом музее. Я была очень тронута тем, что обо мне вспомнили, несмотря на то что вот уже восемь лет (с тех пор, как родилась моя дочь) я не играю эту роль.
- Неужели вы сами отказались от Кончитты?
- Дело в том, что Марк Анатольевич очень боится родивших актрис. Кстати, у нас в стране много таких испуганных мужчин, которым кажется, что родившую женщину нужно закрыть дома, и пусть она там себе живет. Среди режиссеров бытует мнение, что актрисы с рождением ребенка биологически меняются. Такое же отношение к себе испытала и Инна Михайловна Чурикова после рождения сына. Несколько лет она ничего в театре не играла. Хотя режиссеров можно понять, ведь мы для них всего лишь "материал". Долгие годы для Марка Захарова я была воплощением юных героинь, когда же стала мамой, он посмотрел на меня другими глазами. Ему было трудно представить, что я еще могу играть Кончитту. Да я и сама думала, что, наверное, нельзя играть 16-летнюю девушку, когда тебе под 40. Правда, в Нью-Йорке на гастролях никто не заметил, что я играла Кончитту в 38 лет. Например, режиссер Володя Мирзоев считает, что возраст для артиста не имеет особого значения. Все зависит от его энергетики. Он мечтает, чтобы я сыграла в его спектакле Джульетту.
Меня радует, что сейчас изменилось отношение к возрасту людей. Раньше считалось, что женщина после 30 уже не женщина, а мужчина после 40 уже не мужчина. Я думаю, что возраст - состояние психологическое, главное, как человек внутренне ощущает себя. И потом, медицина, косметология далеко ушли вперед. И если женщина или мужчина следят за собой, за своей формой, то старость не скоро подкрадется к ним.
- Чем сегодняшняя Елена Шанина отличается от той прежней - с огромными лучистыми глазами и фигуркой хрупкой девушки?
- Сегодня я больше учусь. Моя дочь взрослеет, и я изучаю вместе с ней поэзию, историю музыки, языки. Что касается моего мировоззрения, то я стала менее фанатичной. Раньше могла играть с высокой температурой в день смерти мамы и мне даже в голову не приходило, что спектакль можно отменить. Сейчас я вижу, что и молодежь, и актеры со стажем стали иначе к своей профессии относиться. Да, служение искусству. Да, высокая миссия. Но все хорошо в меру. Как показывает история нашей страны - фанатизм не делал людей счастливыми. Раньше я жалела, что не сделала выдающуюся карьеру актрисы, а сейчас понимаю: все это ерунда по сравнению с теми радостями, которые дает, может дать обычная жизнь...
- В каких спектаклях вы заняты сегодня?
- В "Коллекции Пинтера", где играют Гафт, Суханов, Маковецкий. Исполняю главную роль в спектакле "Нина" вместе с Димой Харатьяном и Сергеем Никоненко, в "Карманном Театре" Жана Кокто. Это антреприза Александра Абдулова.
- Устраивает ли вас сегодняшнее положение в театре?
- Я привыкла к тому, что мне уже давно никто ничего не должен. Был момент, когда это меня задевало, а потом я поняла, что такова моя судьба. Да и Захаров меняется, его политика тоже меняется, актеры меняются. Я играла в этом театре 21 год. У меня 13 главных ролей, причем замечательных ролей. У Марка Захарова появились новые привязанности как в жизни, так и в творчестве. Вообще-то он всегда был человеком свободным и, несмотря на всю режимность репертуарного театра, говорил нам, что мы можем искать что-то на стороне. Это телевидение, кино. Он понимает, что если этого не разрешит, то возьмет на себя большую ответственность за судьбы актеров.
- А как складывается ваша актерская судьба в кино?
- В кино стараюсь выбирать самое приличное. Сейчас снимаюсь у Владимира Фокина в фильме "Олигарх".
- Самое яркое событие вашей жизни?
- Поступление в институт, зачисление в труппу Ленкома, поездка с "Юноной и Авось" в Париж. И, конечно, рождение дочери. Теперь ей почти девять лет, и она относится ко мне в высшей мере снисходительно.
- Какое место занимает в вашей жизни любовь?
- В разные периоды жизни любовь занимает положенные ей места. В юности любовь - это самое главное, вплоть до дурацких жертв, когда жизнь не мила. Потом, когда, не дай Бог, она приходит к тебе в зрелом возрасте, ты ее начинаешь воспринимать как тяжелую болезнь, от которой надо бы скорее избавиться. Ну а дальше уже начинаешь понимать, что любовь - это источник вдохновения. Поэтому сегодня любовь к мужчине у меня стоит на самом последнем месте - после ребенка, работы, друзей, путешествий...
- Кончитта ждала своего любимого 35 лет. В наши дни, когда любовь несколько обесценилась, такое возможно?
- Это сплошь и рядом происходит. Если это глубокое чувство и сильное впечатление от личности, то совершить измену невозможно. Так жили многие в период репрессий, ведь никто не знал, что запись "десять лет без права переписки" означала расстрел. А в наше время молодежь стала очень контрастная. С одной стороны, толпа с пивными кружками производит впечатление, что все стали на четвереньки. А с другой стороны, когда попадаешь на выставку или в консерваторию, то видишь такие лица, что порой оторопь берет, настолько они прекрасны. Мне жалко тех людей, которые относятся к сексу как к чистке зубов. Они не понимают, что без любви нет радости обладания, что все остальное - грязь.
- Влияет ли любовь на ваше творчество?
- Любовь карьеру портит, но зато что-то такое приобретаешь, что пересказать невозможно.
- Но вы говорите о безответной любви. А взаимная любовь разве может сломать карьеру?
- Есть разные взаимоотношения между людьми. Есть партнерские. Они, как правило, гармоничные. Но чаще всего любовь - это порабощение, когда один пользуется чувством другого, диктуя ему свои правила жизни. Если любишь, то очень трудно противостоять своему избраннику, ты уступаешь ему шаг за шагом и при этом теряешь себя как личность. По моим наблюдениям, очень важно, чтобы любил мужчина. Когда он сильно любит, то семья непоколебима, потому что у женщины есть масса других чувств: благодарности, привязанности, материнства. Даже если женщина способна на глупости, любящий мужчина ее простит. Если же ситуация такова, что мужчина женщину не любит - семья не удержит его. Единственное, что может сделать мудрая женщина, - сохранить в нем друга, отца своего ребенка, но расставание в этом случае неизбежно. В семье должна присутствовать любовь, потому что детей надо рожать от любимого мужчины.
- Какие качества вы, как женщина, цените в мужчине?
- Умение отвечать за свои поступки. Если уж он взял на свои плечи чью-то судьбу, то должен держать ответ за этого человека перед Богом...
- Елена Юрьевна, чтобы вы хотели пожелать самой себе?
- Мужества, сил и здоровья.