Это заключительный и очень ответственный рубеж перед стартом. Помню, как в 1973-м в ходе аналогичной комплексной тренировки Лев Воробьев и Валерий Яздовский действовали неслаженно, ссорились и были отстранены от полета всего за несколько дней до запуска (в космос отправились их дублеры - Климук и Лебедев). А совсем недавно из-за "нескоординированной работы партнеров" (объяснение НАСА) был расформирован очередной экипаж, готовившийся к полету на Международную космическую станцию. Впрочем, вчера и позавчера все экзаменующиеся отлично выдержали испытания.
В первый день в наземном двойнике служебного модуля МКС работали россиянин Салижан Шарипов, астронавт НАСА Лерой Чиао, которые отправятся в космос на полгода, и подполковник Космических войск Юрий Шаргин - он прибудет на станцию с 10-дневной миссией посещения. Им достался экзаменационный билет, в котором значились четыре нештатные ситуации. О том, как проходили эти тренировки, рассказывает первый заместитель начальника Центра подготовки космонавтов, летчик-космонавт, Герой России Валерий КОРЗУН.
- Члены экипажа действовали четко и слаженно, - говорит Валерий Григорьевич. - Вначале "вышла из строя" система регенерации кислорода "Электрон". Но это было для экипажа несложно - "Электрон" периодически требует ремонта (в ЦУПе говорят, что ремонт уже стал штатной операцией. - В.Б.). Заменили блок. И тут же - новая "вводная": у одного из членов экипажа "заболел живот". Оперативно связались с врачом, установили диагноз, достали медицинскую укладку, нашли лекарства...
- Каков же был диагноз?
- Я тоже спросил врачей об этом. Но они ответили: "Врачебная тайна".
Очередным испытанием стал сигнал "Задымление". Как и положено, командир прежде всего проверил, не было ли срабатывание датчика ложным. Оказалось, что причина тревожного сигнала именно в этом. Кстати, ложное срабатывание датчика происходит довольно часто. Так случалось на "Мире", с этим приходится сталкиваться и экипажам на МКС. (Свежий факт: три месяца назад на пульте Международной станции загорелся сигнал "smoke" ("дым"). После выдачи команды "Сброс сигнала" стало ясно: опять ложное срабатывание. - В.Б.).
- Однако во время вашего полета на "Мире" пожар ведь был настоящим - загорелась кислородная шашка. Причем пламя сбить удалось не сразу. Потом долго был едкий дым... На здоровье не сказалось?
- Пока нет, что будет дальше - посмотрим... Но тогда действительно было нелегко. Работали в противогазах. Слизистая дыхательных путей сильно реагировала. Впрочем, с пожаром тогда мы справились. Как раз и помогли наземные тренировки.
Перед завершением понедельничных испытаний появился сигнал разгерметизации. Главным для экипажа было определить, где именно происходит утечка воздуха. Времени, понятно, в обрез. Быстро, но без суеты Шарипов и Чиао обнаружили, что разгерметизация произошла в ПРК (переходной отсек, соединяющий основной объем служебного модуля с пристыкованным грузовым кораблем. - В.Б.). Уверенно задраили люк, на все ушло менее десяти минут.
- Где держали экзамен экипажи вчера?
- Основной экипаж перешел из служебного модуля МКС в транспортный корабль "Союз" (вчера тоже было немало "вводных": разгерметизация системы наддува двигателей, требующая срочного спуска корабля на Землю; отказ автоматической системы причаливания и другие), а дублеры - Валерий Токарев и Уильям Макартур - наоборот, перебазировались из корабля на станцию...
Комплексные тренировки, по словам Корзуна, показали полную готовность экипажей к полету. Все получили высокие оценки. Старт предварительно намечен на 11 октября, однако может быть перенесен на один или несколько дней.