10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПОСЛЕДНИЙ РЕДУТ

- Прочитайте это горькое письмо Анастасии Юшиной - бывшего директора школы-интерната в поселке Шерляга (Троицко-Печерский район в Республике Коми), - предлагает перед началом нашей беседы заместитель директора Института социально-педагогических проблем сельской школы, доктор педагогических наук, профессор Марина ГУРЬЯНОВА. - Еще один сигнал SOS из глубинки... "Местные власти закрыли единственную в Шерляге школу торопливо, словно боясь, чтобы что-то не помешало, - говорится в письме. - Перевели школу в поселок Нижняя Омра, до которого от Шерляги не два шага, а десятки километров. Туда решили отправить всех - и детей из интерната, и местных ребятишек... Что же в результате? Ничего хорошего. Пятеро учеников сразу покинули школу и вот уже два года сидят дома. Глядя на них, еще двое ребят бросили учебу и тоже вернулись в Шерлягу. Бездельничают, не знают, чем заняться. Кто, спрашивается, выиграл от такой "реструктуризации"? Как сложится судьба хотя бы вот этих семи подростков? А такое ведь происходит не только в Шерляге... ".

- Марина Петровна, по данным Федеральной службы государственной статистики, только за минувшие два года (с 2001-го по 2003-й) в российских селах закрылись 1300 школ. Что происходит?
- Чрезвычайно тревожный процесс! Похоже, малочисленные школы в сельской местности иные чиновники считают "балластом", "экономически неоправданным анахронизмом". Большими потерями для страны оборачиваются такие воззрения должностных лиц, допущенных к проведению реформы образования. Аргументы таких реформаторов известны: сельские малочисленные школы требуют больших финансовых затрат, испытывают дефицит кадров, во многих низкое качество образования. Поэтому нужна, мол, реструктуризация: либо объединять несколько учебных заведений в одно, либо использовать другие варианты "оптимизации финансовых издержек". Вроде бы логично. Но как объединять школы, находящиеся в разных поселках на расстоянии десятков километров?
Еще 17 декабря 2001-го вышло постановление правительства "О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений в сельской местности". Оно предусматривало проведение в 2002 - 2004 годах эксперимента. Конечно, ни в этом документе, ни в "Концепции реструктуризации... ", подготовленной прежним Министерством образования, прямо не говорится о закрытии школ, но "между строк" эта идея просматривается отчетливо. Предусматривается, в частности, "внедрение "дистанционных" форм (и средств) обучения на основе компьютеризации и информатизации": учить ребят в далеких селениях с помощью персональных компьютеров, передавая им необходимые материалы. Но где же взять в глухой деревне эти компьютеры?
Пример маленького селения Шерляга показывает истинную цену красивым схемам: закрыли школу - и все дела. Конечно, не везде поступают таким образом. В Калужской, Костромской, Нижегородской, Курганской, Оренбургской областях, Якутии и ряде других регионов власти уделяют серьезное внимание поддержке как раз сельских малочисленных школ. Тем не менее опасность уничтожения в реформаторском раже "очагов просвещения и культуры" во многих деревнях реальна. С 1991-го, по данным Росстата, в сельской местности закрыты 4 400 учебных заведений. А за этим - сколько же затрудненных, исковерканных судеб.
- Но, может, есть своя правда у критикуемых вами чиновников? Ведь сегодня более 15 тысяч школ в селах требуют капитального ремонта, свыше 10 тысяч не имеют канализации и водопровода, 2 тысячи в аварийном состоянии... В этих условиях стоит ли сохранять малые школы, в которых всего-то 10 - 15 учеников? Содержание их недешево, у местных властей нет средств. Да и мировая практика вроде бы свидетельствует в пользу укрупнения школьных учреждений...
- Сейчас как раз набирают силу иные тенденции. В США, например, идет разукрупнение школ, увеличивается число малых учебных заведений. Что же касается России, то у нас и особого выбора нет, ибо образовательная инфраструктура в силу объективных факторов не может быть такой, как, скажем, в Европе. Специфика огромной страны с плохими дорогами, территориальной разобщенностью деревень такова, что небольшие сельские школы - необходимость. Это характерно практически для всех регионов, даже на густонаселенном юге. Половина всех начальных школ в деревне (пять с половиной тысяч) насчитывает лишь до 10 учащихся. Еще в две с половиной тысячи школ приходят на занятия 11 - 15 учеников. В целом 93 процента начальных учебных заведений на селе можно отнести к малочисленным (от 3 до 29 учащихся).
Посмотрим на укомплектованность основных школ (бывших восьмилеток). Более трети из них (3 700) имеют до 40 учеников. То есть в классе может быть 5 - 7 школьников. Такую же картину можно увидеть и во многих полных средних сельских общеобразовательных учреждениях. Понятно, в таких школах расходы на ученика заметно выше, чем в полностью укомплектованных городских. Да еще неблагоустроенность. Но лучший ли выход - закрывать малочисленные школы? Нет: ибо это имело бы, помимо всего, тяжелейшие последствия для аграрной сферы.
Школа в селе, пусть и малочисленная, необходима, чтобы реанимировать социальную жизнь деревни; чтобы не уезжали те, кто еще держится за свой дом, свою землю; чтобы отсюда черпать будущих специалистов сельского хозяйства. Закроют школу - и умрет данное село. А разрушить этот "последний редут" несложно. Только потом будем локти кусать.
Вопрос о судьбе малочисленных школ не имеет простых решений. Тем более недопустим здесь кавалерийский наскок. Ясно: без финансовой поддержки региональных бюджетов или целевых вливаний центра многим сельским школам не выжить. Но расходы эти не следует относить на убытки: это вложения в перспективу страны, в "человеческий фактор".
Малые учебные заведения имеют и свои преимущества. "Не хочу обижать городские школы, но они больше похожи на жесткий конвейер, - говорил на недавнем заседании за "круглым столом" один из директоров малочисленных сельских школ. - А у нас - три ступеньки, трава, лес рядом - душа поет. Если малая школа погибнет, такое ощущение, что погибнет и та Россия, которую мы знаем..."
- Как в целом (на фоне судьбы малых школ) меняется жизнь в деревне? Насколько адаптировались селяне к новым реалиям?
- Живут по-разному. Где-то хозяйства уверенно встали на ноги, имеют неплохую прибыль, строят добротные жилые дома. Но, к сожалению, больше других примеров - широкомасштабная бедность, пьянство (которое стало подлинным бедствием деревни), апатия, деградация...
Вот мартовские (2004-го) исследования Аналитического центра Юрия Левады. Каждый четвертый из опрошенных на селе говорит, что денег не хватает "даже на продукты". Это в деревне-то! В целом по стране такие ответы дали лишь 18 процентов граждан (в больших городах - 13). А на вопрос "Как изменилось материальное положение вашей семьи за последний год?" - 27 процентов селян заявили: "Скорее ухудшилось", 15 процентов отметили улучшение. Более половины сельских семей живут за чертой бедности, остальные - на уровне, близком к прожиточному минимуму, лишь небольшая часть относится к среднеобеспеченным.
Крайне низки заработки в сфере сельхозпроизводства. В Мордовии, например, в августе средняя зарплата сельских жителей составила всего 2 312 рублей. А в некоторых хозяйствах доходы крестьян не достигают и тысячи. Кроме того, задерживается зарплата.
Социальные расходы на душу населения в глубинке в три-четыре раза ниже, чем в городах. Бедность - сестра пороков. Не случайно воровство, алкоголизм, мошенничество, даже проституция стали "обыденными" явлениями в сегодняшней деревне. Униженное человеческое достоинство, жизнь по течению, без перспективы без надежды на то, что дети не повторят судьбу родителей...
Современное село - уникальный симбиоз советских и постсоветских реалий. Отсутствует внятная государственная политика по преобразованию и возрождению деревни. Рядом "уживаются" современные капиталистические (фермерские) хозяйства и пребывающие в развале кооперативы, акционерные общества, не сумевшие встроиться в рыночную экономику. Идет вырождение населения. В целом фермерское движение, не развернувшись без поддержки, прозябает, чахнет. Массовый характер приобрел отъезд мужчин на заработки в город.
Развитию рыночных отношений, предпринимательства в производственной и социальной сферах препятствуют низкие цены на сельхозпродукцию ("ценовый диспаритет" по отношению к промышленной продукции), неразвитость транспортной и иных инфраструктур... Словом, сельская провинциальная Россия (и затронутая здесь проблема малых школ как важный "фрагмент" ее) требует от государства, от всех уровней власти неординарных, системных мер. Время не ждет.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников