КОМПРОМИССЫ НЕИЗБЕЖНЫ

После досрочных выборов в немецкий парламент традиционно соперничающие дуэты - социал-демократы и "зеленые", христианские демократы и партия либералов - не собрали необходимого большинства.

Теперь, чтобы образовать и возглавить правительство, им необходимо обзавестись или новыми, или дополнительными партнерами. Практически возможны такие варианты: "большая коалиция" (СДПГ и ХДС/ХСС); христианские демократы, либералы и "зеленые"; социал-демократы, "зеленые" и либералы.
Переговоры по привлечению союзников начались в первое же утро после завершения выборов в бундестаг. Процесс, как говорится, пошел, но вряд ли завершится скоро. Герхард Шредер категорически отвергает любую коалицию, если ему не предоставят пост канцлера. Ангела Меркель, ссылаясь на то, что ее партия получила большинство голосов, столь же категорически отстаивает свое право стать первой в истории ФРГ женщиной, возглавляющей кабинет министров.
Переговоры проходят в закрытом формате, но известно, что обсуждаются исключительно внутренние задачи, среди них в первую очередь - как уменьшить пятимиллионную (официально) безработицу.
Внешняя политика и в предвыборной борьбе занимала едва заметное место. О России, например, упоминал лишь Герхард Шредер, и то пару раз - на теледебатах с кандидатом в канцлеры и на заключительном митинге в Берлине. Из анализа немногих выступлений в СМИ на эту тему, а главное, из характера и тенденций развития российско-германских отношений вряд ли можно сделать вывод, что они претерпят принципиальные изменения даже при смене лидеров в Берлине.
Экспортно-ориентированная на 90 процентов, Германия заинтересована в рынке России, в энергоресурсах из нашей страны, покрывающих более трети потребностей ФРГ. Очевидна и близость политических интересов - борьба с терроризмом, наркоагрессией, стремление к стабилизации, прежде всего в Европе. Впрочем, в среднесрочном плане не исключено, что правительство христианских демократов сделало бы больший акцент на сотрудничестве с новыми странами ЕС.
Как никогда в истории ФРГ, ныне никто не берется предсказать итоги "предправительственных" переговоров. В случае их неудачи президент страны имеет теоретическое право распустить еще не собравшийся парламент. Но немцы вряд ли выдержат еще одни выборы в столь краткие сроки. Скорее всего, политикам придется идти на компромиссы.