БУЛОЧКА С ФИГОЙ

"Даже на простой хлеб денег не хватает", - такое шокирующее признание сделали в ходе сентябрьского социологического исследования неожиданно много граждан - каждый четвертый (!) опрошенный.

Интервьюеры фонда "Общественное мнение" (ФОМ) провели опрос по выборке, охватывающей все слои населения: среди граждан от18 до 55 лет и старше, с разным уровнем образования, с низкими, средними и высокими доходами, проживающих в селах, малых, больших городах, мегаполисах, в том числе и в Москве. В общей сложности социологи работали в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Таким образом, получена картина жизни, характерная для всей страны. Тем большую тревогу вызывают результаты исследования.
Хлеб - основной, самый первый продукт питания россиян оказывается не по карману 19 процентам россиян "изредка" и каждой десятой семье - "часто". При этом, как показал опрос, большинству россиян буханка черного обходится в 10 рублей и меньше. Если нет десятки на хлеб, значит, семья подошла к самому краю. Это уже не бедность, а нищета.
Вот некоторые ответы респондентов: "Мы всю жизнь так живем, - и до войны, и после войны, и сейчас на хлеб не хватает", "для меня сейчас такие времена - не могу покупать вволю хлеба"... Характерно, что более трети россиян, сравнивая цены на разные сорта хлебобулочной продукции, выбирают не то, что им хотелось бы, а стараются сэкономить, купить подешевле.
Хуже всего рассматриваемая ситуация на селе - здесь 38 процентов жителей признались социологам, что у них постоянно или эпизодически нет денег на хлеб. Но и в малых, больших городах подобные ответы получены почти от трети граждан. Даже в богатой столице - кто бы мог подумать! - у 10 процентов москвичей возникают время от времени или регулярно трудности с покупкой буханки. Безрадостную картину подтверждают обнародованные вчера материалы другого социологического центра, которым руководит Юрий Левада. 11 процентам россиян денег не хватает даже на продукты, у 28 процентов граждан покупка одежды вызывает финансовые трудности, а для половины населения купить телевизор или холодильник - проблема. Эти и другие исследования свидетельствуют: поставленная президентом страны задача сокращения широкомасштабной бедности выполняется федеральным правительством, властными структурами на всех этажах управления, в том числе и в регионах, недостаточно энергично.
Конечно, армия малообеспеченных за последние годы заметно сократилась. В первой половине 2000-го за порогом бедности прозябали 53,5 миллиона человек, а в прошлом году, если использовать для расчетов данные Минэкономики, - 26,3 миллиона, или вдвое меньше. Но играть победный туш, думается, рановато, ибо десятки миллионов жителей страны через 15 лет после начала радикальных реформ все еще остаются в тисках нищеты. Бедность приобрела застойный, многолетний характер, все это абсолютно неприемлемо.
Кстати, в прежние тоталитарные, душные советские времена, по которым я отнюдь не тоскую, все-таки не было при общем скромном материальном уровне семей такого расслоения, как сейчас, и столь масштабного вытеснения граждан на обочину жизни. По крайней мере, в Российской Федерации. В 1988-м малообеспеченным считалось население с доходами до 75 рублей в месяц. В Прибалтике, исходя из местных условий, эта планка была выше - 100 рублей, а в Средней Азии, Казахстане и Азербайджане заметно ниже - 50. Между прочим, те 75 рублей 1988-го по покупательной способности примерно как раз и соответствовали прожиточному минимуму в 2005-м. Теперь давайте сравним, сколько граждан жили за чертой бедности в 1988-м и сколько - в 2005-м.
Как видим, в России в 1989-м всего 5 процентов населения имели доходы ниже прожиточного минимума, а в 2005-м - 18,4 процента (данные Минэкономразвития). Мне могут возразить: сейчас, мол, берутся для расчетов только денежные доходы граждан, а не совокупные (с учетом, например, своего огорода, личного подсобного хозяйства), как это делалось в 1989-м. Но все равно при любом поправочном коэффициенте сравнение будет не в пользу сегодняшней ситуации.
Надо выправлять ее существенно быстрее, чем это делает сейчас родное правительство. И не на бумаге (нарисовать "красивые" цифры не сложно), а в реальности. Потому что никакие красивые цифры не убедят бедняка в том, что он уже живет хорошо, если нет денег даже на хлеб. Сколько ни говори ему "халва, халва", жизнь от этого слаще не станет.
КАК ВАШЕ МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИЗМЕНИЛОСЬ ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД?
Лариса ПЕТРОВА, пенсионерка (Московская область):
- С чего подниматься нашему благосостоянию? Коммунальные услуги растут несопоставимо с пенсией. Я как ветеран труда имею льготу по ЖКХ, но все равно за трехкомнатную квартиру плачу неподъемные суммы. "Жировка" приходит на 3600 рублей (это без света и газа) - отдаю 2200. Вместе с телефоном, светом и газом - больше 3 тысяч. А пенсия - меньше 3 тысяч. Хорошо, что муж пока работает в НИИ, - как-то перебиваемся. А недавно новый платеж ввели - 260 рублей за лифт. Хотя мы живем на первом этаже и им не пользуемся. Такое ощущение, что скоро с нас будут брать за воздух.
Татьяна КРЯЧКО, врач (Петрозаводск):
- Меня вообще раздражает, когда чиновники из правительства заявляют, что доходы населения растут. Хочется спросить, среди какого населения они живут? Оглянусь кругом: ни в поликлинике, ни у соседей богатства не прибавляется. Все только жалуются. Может, наши зарплаты складывают с миллиардами олигархов и делят на все население? Вроде средней температуры по больнице...
Светлана МАКАРОВА, бухгалтер (Воронеж):
- Можно сказать, улучшилось. Но не потому, что зарплата стала выше. Просто дочка окончила институт и устроилась в школу учителем. В общем-то, на эту зарплату не проживешь. Но все-таки перестала просить на кино, колготки и проездной билет. А вот сапоги ей на зиму все равно мне покупать.
Серега, бомж с Курского вокзала:
- Пожалуй, сшибить червонец стало труднее... И за пустую бутылку уже сколько лет всего по рублю дают! Какое тут может быть "улучшение"?