"ЧЕЛЮСКИН" НАШЕЛСЯ

"Труд" на днях сообщал, что 14 сентября нынешнего года на поиски "Челюскина" из Анадыря отправилась экспедиция под руководством директора Русского подводного музея Алексея Михайлова. Он еще в 2004 году пытался обнаружить остатки знаменитого ледокола, но та экспедиция закончилась неудачей. После этого пришлось вновь тщательно изучить сохранившиеся в архивах материалы. И место гибели судна определили более точно.

Сначала под воду опустили гидролокатор, включили судовой эхолот. Быстро нащупали на дне какой-то объект. На его обследование отправились водолазы. На глубине около 50 метров им удалось найти обломки судна. Сняли часть леерного ограждения и фрагменты то ли светильника, то ли трубы вентиляции. По утверждению специалистов, этого вполне хватит для проведения экспертизы. Михайлов считает: это именно "Челюскин". Но последнее слово - за специалистами компании "Бурмейстер и Вейн", на верфях которой 73 года назад был построен пароход. Поднятые со дна обломки отправят туда на экспертизу.
Будем надеяться, что тайна гибели "Челюскина" наконец-то разгадана. Но вторую тайну, связанную с ним, море продолжает хранить. Как писал "Труд" в номере от 16 сентября, есть данные, что в кильватере у него от Мурманска до места трагедии шла баржа "Пижма", на которой под конвоем сотрудников НКВД везли около 2000 заключенных на оловянные рудники на Чукотке. Она, по одной из версий, тоже затонула где-то неподалеку. Где? Пока этого не знает никто.
Президент Российской ассоциации полярников, вице-спикер Госдумы Артур Чилингаров уже заявил, что было бы неплохо в перспективе поднять легендарный пароход, чье имя 70 лет назад было на слуху у всей страны, от мала до велика.