В частности, он рассказал, что на днях военные контрразведчики обнаружили в одной из воинских частей в Читинской области 13 тысяч экземпляров книги сектантского содержания "Миссия Гедеон". В другой воинской части, дислоцированной на территории Бурятии, все происходило как бы легально. Приехали представители некоей "Церкви христиан веры евангелистской "Слово Жизни" и предложили командованию провести "день борьбы с курением". Одного не учли: командиры в той части сами заядлые курильщики. Бороться с вредными привычками им не очень хотелось. И военные захлопнули перед миссионерами дверь.
Тогда сектанты отправились в Новосибирский гарнизонный Дом офицеров. Предложили провести для солдат и молодых офицеров благотворительный концерт, в основе которого театрализованные сценки из жизни Христа. При этом показали начальнику Дома офицеров письмо с одобрением идеи, подписанное командиром 85-й дивизии полковником Александром Кружилиным. Евангелисты пообещали бесплатно раздать зрителям Библии, а Дому офицеров подарить хорошие, а не хрипящие, как там сейчас, микрофоны.
Военных собралось много, тем более был выходной. Заиграла музыка. Только вот даже далекие от христианства зрители почувствовали: что-то не так. Звучали какие-то странные псалмы с призывами жертвовать на "Церковь "Слово Жизни". Представление прекратил заместитель командира дивизии по воспитательной работе полковник Юрий Евтушенко. Лишь тогда удосужились проверить документы у "артистов". И ахнули: у доброй половины оказалось иностранное гражданство.
Надо сказать, что попытки сектантов получить доступ к военным - проблема не только для Сибири. В наши Вооруженные силы зарубежные религиозные центры пытаются пробраться с начала 90-х. Пару лет назад настоящий скандал разразился в столичном Военном университете Минобороны. Некий американский миссионер Восс Джон Эдвардс, бывший морской пехотинец и участник войны во Вьетнаме, а потом член американской же военно-религиозной организации "Навигатор", долго собирал курсантов и преподавателей в погонах на своей съемной квартире на Ленинском проспекте в Москве. Там он организовал подобие "христианского кружка". Чтобы дело шло лучше, за каждое посещение платил деньги. Но при этом Восс собирал досье на каждого члена кружка. С обязательными фотографиями в среде сослуживцев или на рабочем месте. Лишь после вмешательства Управления ФСБ по Москве и Московской области посланец "Навигатора" был отправлен восвояси.
Отдельная история - создание в нашей стране "Союза христиан-военнослужащих России". В 1997 - 2000 годах ячейки союза были зарегистрированы в Москве, на Дальнем Востоке, в Забайкалье, в Твери... Всего в 68 регионах России. На первый взгляд - цели благие. Однако, по мнению протоиерея Русской православной церкви Александра Новопашина, на деле речь идет о баптистах. Это организация постпротестантского толка, лишь прикрывающаяся православной символикой. В сентябре 2003 года "Союз христиан-военнослужащих" открыл первый в нашей стране факультет по подготовке своих священнослужителей для российских силовых ведомств. По словам протоиерея Новопашина, ячейки этой организации "работают в нашей стране так, будто здесь нет и никогда не было христианства. В результате секты оказывают разрушительное действие, так как большинство солдат крещено в православии в детстве. А если солдат становится протестантом, он начинает отрицать иконы, Богородицу". Министерство обороны РФ не может это не беспокоить. Тем не менее в ряде мест представители "союза" не раз бывали в воинских частях.
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ
Полковник Сергей ШЕВЧЕНКО, Главное управление воспитательной работы Минобороны:
- Проблема, конечно, есть. Однако, к счастью, пока она стоит в армии не так уж остро. Трудности по выявлению сектантов в казармах в том, что они обычно редко афишируют свою религиозную принадлежность. Тем не менее информацию по их работе в войсках мы собираем постоянно. Однако что значит для сектантов обратить в свою веру солдата? Для этого надо системно с ним работать. А ему некогда этим заниматься, слишком плотный в полках и на кораблях распорядок дня. По нашим данным, среди российских военных к верующим себя причисляет порядка 55 процентов. Из этого числа около 85 процентов - православные.