ОСЕНЬ: ПАДАЮТ ЛИСТЬЯ И... ВЕРТОЛЕТЫ

С наступлением осени с неба начали падать воздушные суда. Аварийную посадку на стройплощадке в районе МКАД 19 сентября совершил вертолет Ка-226, входивший в состав авиаотряда особого назначения при ГУВД Москвы. Плановый облет лесопарковых территорий прервался неожиданно. По предварительным данным, один из двигателей отказал еще в полете, а приземлившись, вертолет тут же выгорел дотла.

На борту находились семеро человек - два пилота, четыре сотрудника экологической милиции и представитель Департамента природопользования. К счастью, всем им удалось вовремя вырваться из горящей машины. Причем вертолет не прослужил и полугода - два таких новеньких судна были переданы столичной милиции этой зимой. Не спасло и то, что все пилоты авиаотряда ГУВД - опытные летчики, налетавшие не одну тысячу часов.
Этот факт наряду с регулярными падениями военных Ми-8 доказал, что даже ведомственные машины и профессиональные пилоты не могут преодолеть земного притяжения. А в это же время в воздух все больше стремятся частные лица, бизнесмены и политики и звезды. Правда, эти порывы по-прежнему заглушаются чиновниками.
- Сейчас нет проблемы для частного лица купить воздушное судно, зарегистрировать его в госреестре, выучиться и получить пилотское свидетельство, - говорит президент одного из лучших вертолетных центров Евгений Ермаков. - Главная трудность - со всем этим подняться в воздух.
Полному отрыву мешают существующие Федеральные авиационные правила. Согласно им, любой полет с детальным описанием маршрута нужно согласовывать за сутки с многочисленными контрольными органами, в том числе ПВО. И добиться от них разрешения крайне сложно.
- Отказ может быть по любой причине, обычно без объяснений, - говорит Евгений Ермаков. - А вот в Штатах все просто. Хочу совершить перелет в Лас-Вегас, звоню по мобильному диспетчеру, говорю, какое у меня судно, в каком аэроклубе зарегистрировано. Он тут же пробивает данные по базе и дает разрешение. А наши неадекватные правила просто блокируют полеты.
Но за океаном разработаны не только адекватные правила, но и вся наземная система для их законного соблюдения. Есть официальные посадочные площадки, заправки, базы техобслуживания и аэроклубы, где можно пройти качественное обучение. У нас этого добра единицы, и в то же время их количества не может назвать никто. Неизвестно также, и какое число частной авиатехники бороздит русское небо. В США личных вертолетов и самолетов около 750 000, а у нас цифры разнятся от 200 до 4000.
- Много неучтенной, контрафактной техники, незарегистрированных летательных аппаратов, - считает главный инспектор Ространснадзора Александр Семенович. - А проблемы технической базы и летного персонала актуальны для всех. Вспомните, известный случай со Святославом Федоровым, разбившимся на личном вертолете. Пилот у него был хороший, подвела там чисто техническая часть.
В неполадках техники в 90% случаев виноват человеческий фактор. Как-то в личной беседе один опытный пилот рассказывал мне, как в его вертолете заклинили рули - просто потому, что техники забыли отвертку в механизме. А через пять минут собеседник предложил мне прокатиться. И во время полета, при изящном заходе на левый бок, у вертолета просто открылась дверца - сам пилот забыл ее заблокировать. Пришлось наслаждаться панорамой, придерживая дверцу рукой. И несмотря на все это, жизнь в поднебесье набирает обороты.
- Объемы продаж и обслуживания полетов ежегодно увеличиваются на 30%, - говорит Евгений Ермаков. - В основном за счет крупных политиков, бизнесменов. Наиболее популярны среди таких клиентов вертолеты марок Bell и MD - это шестисотые "мерседесы", только летающие. Стоимостью от полутора миллионов долларов.
Но самый дорогой частный самолет, конечно же, у Абрамовича. Отделанный красным деревом и позолотой. Цена достоверно неизвестна - называются цифры от 500 миллионов долларов до миллиарда. К счастью, владелец редко летает над Россией. Имена же других вип-авиаторов не разглашаются.
- Летают многие среди известных лиц государства, - говорит Александр Семенович. - В пример, правда, поставить никого не могу - лихачат часто за штурвалом.
Некоторые звезды предпочитают не полагаться на личного пилота, а учиться сами. Знание это тоже дается недешево. Стоимость минимального летного курса из 42 часов - от 15 тысяч долларов. Самым опытным звездным авиатором считается Леонид Якубович. А среди начинающих - молодая певица Наталья Ионова (Глюкоза).
- Правда, она так и не закончила учебный курс, Наташа сейчас в декрете, и у нее совсем другие заботы, - рассказали в пресс-службе певицы. - Просто была такая мечта, если разрешат полеты над городом, летать по воздуху на концерты, потому что в пробках она все время опаздывает.
Полеты над столицей пока запрещены - даже идея московского авиатакси буксует уже два года. Но вот небеса над остальной частью страны, возможно, скоро откроются для частного авиаизвоза. В начале будущего года будут рассмотрены поправки к Федеральным авиационным правилам. По ним, заявки на полеты будут носить уведомительный характер. Правда, большинство авиаторов сомневаются в их принятии. Хотя и существующие законы на самом деле никому не мешают летать.
- Те же диспетчеры сидят на мизерных зарплатах, и им всегда можно дать взятку, - рассказал анонимно представитель крупнейшего аэроклуба. - А если на борту находится влиятельный человек, то все проблемы решаемы.
Без всяких законов и нормативов, уже сейчас в небесах возможно все. И крутые виражи вип-персон и даже бандитские стрелки.
- Какие у нас тут только звезды не выпивали, - рассказал сотрудник одного из клубов. - А как-то зашли конкретные пацаны, попросили свозить их на Тверской централ к браткам. Связались мы с начальством тюрьмы, обошлось все это в пару десятков тысяч долларов, но разрешение нам дали.
Отсутствие законов на земле приводит к тому, что незаконно в небо могут подняться все - от випов до авторитетов. Главное, чтобы вся эта поднебесная братия в один прекрасный день не рухнула на землю.
ОТ НАРОДНОГО ОБОЗРЕВАТЕЛЯ
Игорь ТАРАСОВ, начальник екатеринбургского аэроклуба РОСТО:
- Главная проблема малой авиации - в законе, а точнее, в отсутствии разрешения использования воздушного пространства ниже нижнего эшелона в уведомительном порядке. Чтобы не испрашивать каждый раз разрешения на полеты, а уведомлять, как делается во всем мире. Соответствующий закон уже подготовлен, его обещают ввести с 2008 года - с нетерпением ждем. Тогда у нас проблем не будет, останутся только житейские, решаемые, вопросы.
Я думаю, мы находимся на пороге бума малой авиации. И мы к нему готовимся: к примеру, наш аэроклуб по поручению губернатора готовит областную программу развития малой авиации. Мы заметили, что в последнее время все больше народа обучаются на курсах пилотов-любителей, все они - потенциальные владельцы частных самолетов. Пока их в нашем городе единицы, но доходы граждан растут, у них появляются свободные денежные средства, которые они вкладывают в свой досуг и самосовершенствование, чему способствуют как раз занятия авиаспортом.