ЛИЧНОЕ. ПРИЛИЧНОЕ И НЕПРИЛИЧНОЕ

В советские времена у нас не было не только секса, но и личной жизни. По крайней мере, у известных людей - артистов, режиссеров, писателей. Иначе, почему в фильмах о них и в интервью с ними речь шла исключительно о профессиональной карьере, творческих планах и практически никогда о женах-мужьях-детях, квартирах-дачах-машинах. Наше нынешнее ТВ представляет совершенно другую картину: главное в жизни знаменитостей сегодня как раз браки и разводы, непутевые дети, истории болезней и вредные привычки. А всякие там фильмы и спектакли - некий сопровождающий продукт.

СЕМЬ СОЛНЫШЕК ЛЕСНЫХ
Разговор о личной жизни на этой неделе начался фильмом "Любовный треугольник". Вполне красноречивое название. Что приятно, речь шла о мужчинах и женщинах. Он-она-он. Она-он-она. Если бы фильм делался для НТВ, а не для Первого канала, сочетание было бы покруче. Он, он и он - еще, пожалуй, самый невинный вариант...
Здесь же все просто. Незамысловатые истории. Мужик ушел от жены к любовнице. Но совместная жизнь с женщиной мечты оказалась далеко не сахаром. Спустя два года состоялось возвращение "блудного попугая". Но брошенная подруга с судьбой не смирилась, наняла киллера и сделала мужика вдовцом.
Другой случай. Муж изменил благоверной. Та, узнав, пришла в ярость. "Не доставайся же ты никому!" - решила она и взяла в руки нож. Супруг жив. Но теперь он вряд ли заинтересует даже самую непритязательную представительницу прекрасного пола.
А вот другому с женой повезло. Мало того, что заботливая и внимательная, так она еще разрешает мужу приводить домой любовниц и даже оставляет их временно пожить.
Выслушивая эти и другие рассказы, зритель с нетерпением ждал, когда же авторы перейдут к артистам. Сегодня без них ведь ничего не обходится! Ни выборы, ни теледебаты о необходимости роста рождаемости. И авторы перешли к артистам. Рассказали про роман Олега Фомина с "блестящей" Анной Семенович, из-за которого его оставила жена. Про Наталью Гвоздикову и Евгения Жарикова, которые начали встречаться, будучи женатыми людьми. Потом долго считались образцовой парой. Пока не выяснилось, что у супруга есть семья на стороне. Такой вот "осенний марафон".
На следующий день канал "Россия" показал премьеру "Догадайся. Спаси. Юрий Визбор". Название ввело меня в заблуждение. Я-то думал, что речь пойдет о знаменитом союзе - Визбор и Ада Якушева, о котором ТВ рассказывало уже сотни раз. Нет, как ни странно, фильм оказался очень емким и в то же время целомудренным. И хотя говорилось в нем, конечно, о личной жизни барда и актера, в результате все равно рождался образ человека яркого, талантливого, щедрого душой. Впрочем, добиться такого результата было не сложно, ведь за кадром все время звучали песни Визбора, они-то этот образ и создавали.
С другой стороны, авторам "Догадайся. Спаси" тоже надо отдать должное. Как известно, их герой был весьма любвеобилен. Женат он был трижды (это про него афоризм Зиновия Гердта - "три жены тому назад"). А уж количество его романов не поддается исчислению. Та же Якушева называла его мартовским котом.
И все же, повторюсь, об этой стороне жизни Визбора рассказано как-то удивительно легко и светло. А ведь сколько всего можно было накрутить хотя бы вокруг того факта, что целых семь дам настаивали на том, что слова песни "милая моя, солнышко лесное" были посвящены именно им! Но в фильме этот факт звучит так же естественно, как и то, что никто из оставленных бардом женщин не затаил на него обиду, а у трех его жен были нормальные отношения между собой.
ВАЖЕН НЕ ФАКТ, А КОММЕНТАРИЙ
Совсем другой пример подхода к герою продемонстрирован в фильме "Три любви Евгения Евстигнеева", в повторе показанном днем спустя на Первом. Тоже любимец женщин, тоже был трижды женат. Но возникает ощущение, что главным в жизни этого замечательного актера как раз эти три брака и были.
Что любопытно, когда в камеру говорит его первая жена Галина Волчек, или его дочь от второго брака Мария, или его третья жена Ирина Цивина, то их слова звучат вполне естественно. Слова трех женщин, несмотря ни на что, сохранивших светлую память о Евстигнееве. Но, как известно, в документалистике важен не сам факт, не слова от первого лица, а то, как они преподнесены и прокомментированы.
И вот главным становится не то, что первая любовь артиста была светлой и искренней, несмотря на все бытовые трудности. А то, что неказистый провинциал без роду и племени пришелся не ко двору в доме именитого кинооператора Бориса Волчека. Не то, что свою вторую жену актрису Лилию Журкину Евстигнеев боготворил. А то, что та ревновала мужа к его славе, пристрастилась к спиртному, имела неуравновешенную психику и из-за этого безвременно умерла. А как было не посмаковать то обстоятельство, что последней супругой немолодого уже артиста стала его студентка? Как было не расписать в подробностях все инфаркты и смерть в лондонском госпитале? Или то, что многие годы Евстигнеев практически не интересовался своим сыном Денисом?..
Слава Богу, мы видели "Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен", "Собачье сердце", "Зимний вечер в Гаграх"... Знаем о личности какого масштаба, о каком даровании идет речь. Если бы мы судили о Евстигнееве только по этому телевизионному фильму, то поневоле задались бы вопросом, чем же так замечателен этот человек с вечно неустроенной личной жизнью?..
И еще одна биографическая премьера на "России" - "Большой-большой ребенок. Юрий Богатырев". Рассказывать об этом актере, не впадая в откровенную желтизну, трудно. С одной стороны, действительно, блестящие актерские работы, полная болезненных ударов судьба. Ранняя смерть. Чем не материал для драматического повествования? С другой, наличие того, что называется вредными привычками. И постоянные сплетни о нетрадиционной сексуальной ориентации. Если их проигнорировать - портрет получится незавершенным. Если акцентировать на них внимание - пошлым. Авторам удалось обойти все подводные камни, на что-то намекнув, что-то без особых затей назвав своим именем. В результате Богатырев получился разным. Но, безусловно, ярким. И название фильма точно отображает суть созданного образа.
СЕКС У НАС ЕСТЬ!
Кстати, о сексе. На СТС идет долгоиграющий проект "Тридцатилетние". В очередной раз купившись на название, я посмотрел пару серий. Думал увидеть что-то "поколенческое". Какие-то драмы людей, формирование личностей которых пришлось на самые лихие годы. Ничего этого в фильме нет. И назвать его вполне можно было бы "Секс в большом городе". Или как-нибудь по-другому, но в том же духе. Преуспевающие молодые люди живут в роскошных квартирах с ультрасовременным дизайном и постоянно занимаются сексом в разных сочетаниях. А в свободное от секса время говорят о нем. А вот есть ли у них время, свободное от секса и разговоров о нем, для того, чтобы поработать, например, - не очень понятно. Вот что выросло из последнего поколения советских пионеров!..
И еще о названиях. Очень умиляет новый телепроект на канале "Домашний". "Сделай мне ребенка!" называется он. Простенько, но со вкусом...