Страна пустых дипломов

Стоит ли получать МВА в отечественных школах бизнеса?

Рынок бизнес-образования в России оказался меж двух огней. С одной стороны, школы бизнеса лихорадит из-за кризиса, с другой — на рынке появился мощный конкурент — школа бизнеса «Сколково».

20 сентября открылся самый амбициозный образовательный проект за последние 10 лет. Бизнес-школа «Сколково» провела первый набор студентов по программе MBA. Всего принято 45 человек. Правда, обучаться пока они вынуждены в гостинице «Балчуг». Кампус будет построен только к весне 2010 года. За 16 месяцев обучения студентам придется заплатить 74 000 долларов. Для сравнения, в Институте бизнеса и делового администрирования программа MBA стоит 20 000 долларов. Обучение в «Сколково» также намного дороже, чем в международных бизнес-школах. Так, программа MBA в Гарвардской бизнес-школе обойдется в 32 000.

По словам ректора «Сколково» Андрея Волкова, до 80% преподавателей в «Сколково» — иностранцы. В связи с этим для поступления в бизнес-школу необходимо хорошо знать английский язык.

Конкурент или монополист?

Но пока по поводу такого конкурента, как «Сколково», не стоит слишком беспокоиться. Эта школа не монополизирует рынок отечественного бизнес-образования.

«На российском рынке у каждой программы МВА есть своя аудитория, которая уже сформировалась, — рассказывает Ольга Молина, директор по персоналу компании Ernst&Young. — Кроме появления конкурентоспособного игрока на европейском рынке бизнес-образования, иных изменений ожидать не стоит».

К тому же «Сколково» пока ещё не получило свой знак качества, не вошло в мировые рейтинги, и вряд ли работодатели будут оценивать его выпускников на уровне западных.

Помимо появления сильного конкурента, бизнес-школы лихорадит от недостатка студентов. Из-за кризиса спрос на бизнес-образование падает, поэтому дешевые российские MBA-школы будут в более выигрышном положении.

Кроме того, из-за падения доходов потенциальные студенты стали вдумчивее считать деньги. Если раньше они были готовы заплатить за образование в «Сколково», не оглядываясь на зарубежные аналоги, то сейчас скорее уедут учиться на Запад.

«Бизнес образование — это барометр экономики. Если очень мало людей собираются учиться, это показатель депрессии», — говорит Сергей Мясоедов из АНХ.

«Многие вузы в этом году набрали на MBA на 70–80% студентов меньше, чем в прошлом», — говорит Екатерина Добренькова, первый проректор Международной академии бизнеса и управления. В Финансовой академии и Академии народного хозяйства при правительстве РФ во время весеннего набора число желающих учиться упало в два раза. А в Высшей школе экономики весеннюю группу вообще не удалось набрать. Осенний набор пока ещё идет.

Российские бизнес-школы

Из ста бизнес-школ России только восемь имеют международную аккредитацию Association of MBA’s (AMBA). Это, к примеру, Институт бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства, Московская международная школа бизнеса «Мирбис», Санкт-Петербургский международный институт менеджмента (ИМИСП), Международный институт менеджмента ЛИНК.

Аккредитация свидетельствует о том, что программа школы имеет международное признание, а её выпускники будут востребованы не только на российском, но и на глобальном рынке труда.

Кто учится: Российские менеджеры среднего эшелона (MBA), руководители компаний и топ-менеджеры (Executive MBA).

Также встречаются иностранные менеджеры, работающие в представительствах международных компаний в России.

Кто преподает: Часть программ ведут профессора-теоретики, которые преподают экономику, маркетинг, менеджмент в университете.

Российские бизнес-школы предлагают и практические задания, но ценность этих бизнес-кейсов невысока. Российский бизнес слишком закрыт, он не готов раскрывать информацию о ситуации в своих компаниях и делиться опытом решения проблем.

Цена вопроса: Обучение в школе с международной аккредитацией стоит около 20 000 долларов.

Международные бизнес-школы

Признанные лидеры бизнес-образования во всем мире: Лондонская бизнес-школа (LBS), бизнес-школа INSEAD во Франции, Гарвардская школа бизнеса и др. Именно на их методику преподавания и учебники ориентируются другие учебные заведения.

Кто учится: В таких школах обычно смешанные группы, где обучаются бизнесмены из разных стран. Естественно, и преподавание там ведется на английском языке. Учеба в такой бизнес-школе — вариант для тех, кто уже работает в международной компании, хочет туда устроиться или желает наладить бизнес с международными партнерами.

Кто преподает: Действующие или бывшие руководители крупных международных компаний. Большинство занятий — практические, которые ведут преподаватели с собственными кейсами. Они помогают студентам решать конкретные бизнес-задачи.

Цена вопроса: Как правило, обучение в такой школе стоит дороже, чем в других. Например, в LBS это около 80 000 долларов за программу MBA продолжительностью полтора-два года.

Обычно в стоимость входят все учебные материалы и стажировки в крупных компаниях. За питание и проживание приходится платить отдельно.

Национальные бизнес-школы

Флагманы делового образования в своей стране. Понятно, что и специфика обучения здесь «заточена» под экономику данного государства. В России это школа «Сколково», во Франции — ESSEC, в Великобритании — оксфордская Said School.

Кто учится: В основном граждане данной страны или бизнесмены, которые имеют здесь бизнес. Преподавание ведется частично на языке страны, частично — на английском.

Кто преподает: Среди преподавателей — менеджеры крупнейших национальных компаний. Это могут также быть государственные чиновники или даже эффективные менеджеры в области культуры, спорта и искусства.

Цена вопроса: Учиться в национальных бизнес-школах дешевле, чем в международных, кроме разве что «Сколково». Там обучение стоит почти 74 тысячи долларов за программу. В остальных — 30–40 тысяч.

Кто останется

Чтобы остаться на образовательном рынке, бизнес-школам, скорее всего, придется более активно привлекать студентов. «Если бизнес-школа не умеет себя продавать, то туда нечего и идти», — резюмирует Сергей Мясоедов.

Школам придется преодолеть и скептическое отношение работодателей.

«Само по себе MBA не догма, не сделает из обычного специалиста успешного управленца», — рассказывает Руслан Ильясов, вице-президент по персоналу компании «Эльдорадо». Хотя MBA дает, по его словам, два важных преимущества.

Во-первых, магистры бизнес-администрирования могут общаться с управленцами в иностранной компании на их же языке, вплоть до одинаковых бизнес-терминов. Во-вторых, они получают краткий курс всех функций в бизнесе — экономики, маркетинга, логистики. Обычный специалист, например, хорошо знает финансы, но в остальном не разбирается, в отличие от специалиста MBA.

А главное для бизнес-образования — решить проблему с преподавателями. Екатерина Добренькова из Международной академии бизнеса и управления отмечает, что основная проблема и высшего образования, и бизнес-образования — это отсутствие преподавателей с практическим опытом.

На Западе принято, что грамотный специалист и преподает в университете, и работает. При этом учит студентов он за совсем небольшие деньги. Некоторые даже бесплатно — ради передачи опыта.

В России, когда вузы хотят привлечь к преподаванию практика, сталкиваются с тремя проблемами. Первая — такие люди обычно очень заняты, и регулярно читать лекции они физически не могут.

Вторая — практики обычно не умеют преподавать, им сложно разработать программу собственного курса, они подчас не могут донести свою мысль до студентов.

Третья — практики себя высоко ценят. Нанять даже одного такого преподавателя стоит больших денег.

Именно поэтому при выборе бизнес-школы надо руководствоваться несколькими параметрами. Один из них — сколько лет данная школа работает на рынке образовательных услуг. Если меньше 8–10 лет, то качество её программ и преподавателей вызывает сомнение.

По словам ректора института бизнеса и делового администрирования АНХ Сергея Мясоедова, несколько лет требуется школе, чтобы у нее появились выпускники-практики, готовые преподавать. Ещё два-три года этим бизнесменам потребуется, чтобы выработать методику преподавания, собрать и систематизировать примеры из собственного опыта, разработать интересные бизнес-кейсы.

«Редчайший случай, когда бизнесмен читает курс лекций», — говорит Сергей Филонович из ГУ-ВШЭ. Он поясняет, что такие люди чаще всего ведут мастер-классы. А занятия проводят преподаватели с практическим опытом работы, но которые сейчас трудятся консультантами или работают в консалтинге. Такой человек и следит за бизнесом, и может грамотно донести свои мысли до студентов.

Как «Сколково» изменит рынок бизнес-образования

Марина Новикова, партнер кадрового агентства «Экзект партнерс групп»:

— Кризис помешает «Сколково» сразу занять лидирующее положение в России. Денег стало меньше, и люди тщательнее подходят к выбору учебного заведения и программ МВА. Кто-то просто не решится потратить деньги на «Сколково» и пойдет учиться в более дешевые бизнес-школы.

Кого такие суммы не смущают, поедет в Гарвард, где за те же деньги можно получить более качественное образование. Около 70% моих знакомых предпочитают учиться именно за рубежом. Тем более что половина получивших западное MBA остаются там работать.

Алексей Чаплыгин, руководитель проектов рейтингового агентства «РейтОР»:

— С появлением «Сколково» на рынке образовательных услуг MBA ничего не изменится. Пока эта бизнес-школа ни в какие мировые рейтинги не входит, а обучение уже стоит 50 тысяч евро.

При этом за 25 тысяч евро можно получить MBA в престижных международных школах — Гарварде, например.

Необходимо как минимум три выпуска, чтобы «Сколково» заработало репутацию, попало в международные рейтинги. Пока непонятно, кто готов отдавать такие большие деньги за образование, которое, возможно, не будет котироваться.

Артур Легкий, менеджер по организационному развитию и управлению талантами компании «Хенкель» в России:

— Открытие «Сколково» — это очень интересный российский проект по получению полноценного бизнес-образования. Вероятно, он составит серьезную конкуренцию уже существующим школам, возможно, не только в России. Появление нового сильного игрока подтолкнет и другие российские школы к усилению программ. Сейчас ещё преждевременно делать выводы, об уровне образования студентов «Сколково» можно будет судить позже — рынок, как обычно, все расставит на свои места.

 

Сергей Нетесин, профессор бизнес-школы Уортон (США):

— «Сколково», безусловно, является лучшей российской бизнес-школой на сегодняшний день. Она не соревнуется с другими российскими школами за студентов, ориентируясь на тех, кто иначе поехал бы получать степень МВА за границу. Это отражено, например, в стоимости образования.

Пример «Сколково» демонстрирует, что для создания бизнес-школы мирового класса необходимо очень много денег, которых у других российских школ сегодня просто нет. Поэтому серьезных конкурентов у «Сколково» в ближайшее время, как мне кажется, не предвидится.

Андрей Симонов, профессор Stockholm School of Economics (Швеция):

— Трудно сказать определенно, как появление «Сколково» скажется на рынке бизнес-образованияв России. «Сколково» имеет потенциал, чтобы встать в один ряд с ведущими национальнымибизнес-школами Европы, такими как HEC или ESSEC (Франция), Said School в Оксфорде (Великобритания) и другие. Эти школы стоят уровнем ниже, чем международные INSEAD и Лондонскаябизнес-школа. Да и «Сколково» в ближайшие 10 лет не выйдет на такой уровень, но сам факт её появления повышает уровень обучения в других российских школах бизнеса.

Константин Коротов, профессор Берлинской бизнес-школы ESMT (Германия):

— Я полагаю, что другим бизнес-школам теперь есть за кем тянуться, есть к чему стремиться.

В «Сколково» много профессоров с мировым именем. Эти преподаватели знают не только отечественный бизнес, но и то, как делаются дела в других странах. Это очень важно для учеников. Люди, получив образование в «Сколково», выйдут оттуда настоящими профессионалами. К тому же школа создает здоровую конкуренцию — другим бизнес-школам есть на кого равняться, у них перед глазами пример действительно качественного учебного заведения.

 

Найди пять отличий

Бизнес-школа международного класса

Российская бизнес-школа