Эдуард Успенский: «Шрек не съест Чебурашку!»

Эдуард Успенский в последнее время пишет книги, адаптированные к реальностям продвинутого подрастающего поколения

Помимо литературной жизни литературных героев есть и вторая, не менее важная, — деловая жизнь. Жизнь в виде брендов, — пишет он на своем сайте. — Мне кажется более правильным, когда русские товары с русскими брендами вступают на наш и мировой рынок, чем товары с импортными персонажами». При встрече писатель показал мне одну из своих не так давно изданных книг с заглавием «Новые русские сказки»: «Взгляните! Сейчас детям нужен новый сказочный герой!»

Поэзия Шарика

— И вы, Эдуард Николаевич, его придумали?

— Да! Но это, по сути, известные сказки с моими комментариями. Тут я не открыл Америку. Раньше в артелях нанимали умелых рассказчиков — веселить народ в перекурах. Сказка «Молодильные яблоки», к примеру, начиналась так: «Проснулся царь, голова трещит после вчерашнего, поднесли ему стопаря — а закусить нечем. Съел в саду яблоко, глянь — кто-то с яблони в его отсутствие плоды тырит. Поймал с поличным старшего сына. А тот принес чекушку, огурчиков — на том и весь конфликт пропал...»

Короче, все делалось через пол-литра. А другую сказку нашептывала женщина, этакая хулиганистая тетка: «Проснулся царь, рядом девица лежит...» Та же история, а в конце: «Взял царский сын с собой в засаду кухарку. И так пробаловался, что уже не до яблок стало...» То есть все — через сдержанную эротику. Или как Иван-Царевич для царя в соседнем царстве Жар-птицу крал. Соседний царь ему говорит: пойди к царю Кусману и укради у него коня. То есть оба — жулики, и вообще вся правящая верхушка продажна. И резюме: что же это за государство такое?! Так же и я в своих ремарках с иронией разъясняю ребятам, что к чему.

— (с облегчением) Значит, это не сказки для «новых русских»?

— Не бойтесь! Просто веселые истории для нормальных детей. А главное, родители тоже читают их и улыбаются Я вообще люблю писать так, чтобы зацепило всех. Однажды придумал новую историю про Простоквашино. Там Шарик начинает сочинять стихи. И декламирует: «Ночь. Улица. Фонарь. Стройбаза. И Джек взял след почти что сразу...» Почти Блок, правда?

Шаурма из Шрека

— Как вам кажется, наши дети уже стали другими?

— Изменились дети в возрасте 9–11 лет. А малыши до семи пока еще те же. С поправкой на компьютеры — у них сильнее работают «картинки в мозгу». А моральные ценности прежние: добро, зло, нельзя обманывать. В этом смысле они правильные, эти ребята. Мне есть с чем работать.

— А с «новым героем» уже сложнее? Съест ли все-таки людоед Шрек нашего Чебурашку?

— Вряд ли. В последние годы и десятилетия у нас хватало всяческих шреков: черепашки-ниндзя, покемоны, и сам Шрек отвял быстро. А Чебурашка так и не съеден. Потому что это все наносное — зрительно-словесные образы, не проникающие в кровь. Вот Гарри Поттер — серьезный герой. Он будет жить долго. Хотя я со все возрастающим интересом прочел три первые книги о нем. А потом заела тоска: прелесть новизны ушла, а новых ракурсов нет.

— Чем Поттер так притягивает детей?

— А это как новая еда. Раньше были борщи-пельмени, а теперь...

— А теперь — гамбургеры и шаурма.

— Скорее — морепродукты или экзотический фрукт. Там есть все приемы из классики: Дисней, «Оливер Твист», «Три мушкетера». И еще — оглушительная новизна. И уважение к родителям, друзьям, родине. Поттер достоин детского «Оскара»! Детские писатели приняли его в штыки — из-за того, что «зелен виноград». А голосуют-то дети и их родители — своими сердцами. Кстати, многие «компьютерные» детки пристрастились к чтению именно после Поттера.

— Выходит, Поттер стал как Пушкин — «наше все»?

— Мой знакомый профессор-филолог сказал, что при советской власти появилось лишь три героя: Остап Бендер, Василий Теркин и Чебурашка. А для возникновения новых нужны два фактора: мультипликация, которая рождает героев, и ТВ. Этим путем к нам пришли те же Хрюша и Степашка, дожившие затем до приснопамятных Хрюна Моржова и Степана Капусты.

— Так ведь вышли же не так давно полнометражные мультики — «Незнайка и Барабасс», «Алеша Попович»…

 — Это все — крошки. Они без пиара гаснут. Скажем, я целый год вел на НТВ передачу «Советы профессора Чайникова». Компания «Чупа-Чупс» дала бешеные деньги на декорации и еще за каждый выпуск — по 6 тысяч долларов. И они были готовы платить еще. Но на канале поморщились: мол, мы больше теряем из-за отсутствия в «Чайникове» рекламы. И прикрыли лекторий. Так что для новых детских героев еще нет даже площадки. А сами по себе они не разбредутся по свету. Какие деньжищи вбиты в раскрутку того же Поттера! А наш писатель Андрей Усачев придумал гениального Барабашку — и что? Вышла лишь книжка с мизерными тиражами. А ТВ дало бы ему путевку в жизнь. Из Барабашки сделали бы Терминатора. И герой в шляпе!

— С Барабашкой ясно. А Чебурашка? Есть миф, что он стал чуть ли не национальным героем. А по опросам очень полюбили его лишь 2,5% населения — незамужние женщины от 25 до 40 лет. А почему? Может, «неизвестный науке зверь» ассоциируется у них, извините, с чем-нибудь интимным?

— Скорее им хочется пригреть разумного зверька, напоминающего ребенка. Беззащитное существо, которое можно пожалеть. Это уже не котенок и даже не обезьянка, а что-то более интеллектуальное. Его хочется прижать, приласкать, возить с собой в качестве сувенира. Чебурашка стал таким: жителем, реально-виртуальным. Среди нас.

Гевейчик для народа

— На каких детских книгах сейчас вообще лучше воспитывать детей? На русских сказках или на западных?

— На «книжных» сказках сейчас вообще воспитывать трудно. И на русских, и на европейских — на любых. У детей уже другое сознание — клиповое. Они воспринимают все «вспышками», как в рекламе. Я бы посоветовал просто пересказывать им сказки своими словами. Если ребенок заинтересуется и потянется к книжке — еще лучше! В виде мультфильмов и компьютерных игр сказки тоже усваиваются неплохо.

— Чем «их» герои отличаются от наших?

— Тем же, чем Пиноккио отличается от Буратино. Казалось бы, один и тот же персонаж. Но герой сказки Карло Коллоди более холодный, рассудочный, погруженный в себя. Он нарушает нормы общественной морали как бы по ошибке, он — жертва собственной неосмотрительности, и очень в этом раскаивается. На мой взгляд, Пиноккио слишком «правильный». А деревянный мальчишка у Алексея Толстого — сорвиголова, рубаха-парень: он и проказничает, и сердится, и веселится со всей широтой русской души.

— Ну и, конечно, о вашем новейшем творчестве. Чем еще вы порадуете детей и их родителей?

— Например, книгой о том, как мальчик-игроман попал в игровое пространство. Есть книга о представителе бунтующей детской молодежи. Самая большая радость моя — «Гевейчик». Это повесть о таком резиновом Буратино. У него отличные друзья — сорока Зойка, собачка Терпсихора, кошка Аська и хомячок Персик. И главное — у него есть девочка Галя. Компания — разношерстная, разноперьевая и разновоспитанная. Она (то есть книга) нелепая и в то же самое время невероятно правильная. Когда я обучаю молодых писателей, я им говорю: «Если у вас есть бредовая идея и вам ее удастся реально воспроизвести в жизнь, то у вас получится в конечном итоге блистательная вещь».

— Что за необычное имя такое — Гевейчик? Тоже что-то вроде Чебурашки из словаря Даля?

— Нет. Чтоб не кричали, что я украл слово у русского народа. Я его придумал сам и теперь сам же хочу народу подарить. С мультипликацией сложнее. Вся российская мультипликация сейчас, образно говоря, лежит на полу. «Союзмультфильм» превратился в обломки. Поэтому пришлось делать серию «Весна в Простоквашино» самостоятельно.