Лариса Рубальская: «Хочешь замуж? Ищи мужа!»

Лариса Рубальская - «Труду-7»

«Песня со скидкой»

— Илья Резник утверждает, что ему всегда очень тяжело называть цену за песню. А у вас как складываются товарно-денежные отношения с артистами?

— Думаю, что артисты смогут заработать на хорошей песне намного больше, чем одноразовая оплата авторства. Мне недавно один певец сказал, что, мол, сейчас кризис, пора скидки вводить.

— Забавное утверждение. И что вы ответили?

— Сказала, что всю жизнь работаю по кризисным ценам. Я их никогда не поднимала высоко.

— А сколько стоит ваша песня?

— По-разному. Но вообще это коммерческая тайна. Поэтому отвечу вам так: беру столько, сколько другие композиторы, чтобы не быть хуже.

— Раньше ваши хиты звучали повсеместно, а сегодня… Пишете ли песни сейчас?

— Конечно, пишу! Но сегодня рынок немного изменился. Горжусь, что Валерий Леонтьев спел песню «Бродяга-аккордеон», мы ее написали с Кимом Брейд-бургом.

— Если вам закажет песню человек с деньгами, но без голоса и слуха, напишете?

— Да. Жить-то надо. А вообще я продалась: пишу на заказ — для юбилеев, свадеб. Время от времени делаю концерты в Москве. У меня есть агентство «Бюро находок Ларисы Рубальской». Это и кормит.

— И чем это агентство занимается?

— Мы вместе с моими друзьями пишем сценарии для торжеств. Мне нравится создавать песни, когда мне дают досье со всякими подробными данными на юбиляра. Там сухие слова: родился, женился, окончил. А я эту информацию превращаю в трогательную песню. Эти строки становятся теплыми, душевными и лирическими. И очень часто заказчики потом говорят, как мое творение тронуло их за живое, растрогало до слез. Я горжусь этим.

«Кто-то гневен, кто-то милосерден»

— Помню, вы были судьей в программе «Ты — суперстар!».

— Да, это был интересный период. Столько эмоций!

— Вы там постоянно ругались с другим мэтром — композитором Владимиром Дашкевичем. Создавалось даже впечатление, что это заказ и создатели проекта попросили вас быть хорошим следователем, а Дашкевича — плохим.

— На самом деле создатели программы попросили нас только об одном: не обсуждать самих песен. Хотя я, откровенно говоря, иногда была готова кинуться зверем на некоторые стихи или музыку. Эти песни были предложены авторами программы, все остальное отдавалось на откуп участникам. Все были свободны высказывать свое мнение. Распределения ролей на добрых и злых не было. Просто во время судейства раскрывалась суть каждого человека: кто-то во гневе постоянно, кто-то милосерден. Что касается наших споров с Дашкевичем, то… видите ли, у многих из нас есть привычка находить мальчика для битья.

— Вы сейчас про Киркорова в программе «Ты — супер-стар!»?

— Когда нападали на Киркорова, я два раза промолчала, а в третий раз не смогла. Почему нужно подвергать кого-то обструкции? Зачем называть его Филей? Что за панибратство? Чем Киркоров провинился? Замечательный артист.

— Ну, а что скажете по поводу этих вечных скандалов вокруг его хамского поведения?

— Лично я его знаю как джентльмена: со мной он ведет себя как вежливый и хороший человек. Не знаю, кто и к каким поступкам его вынуждает, я о нем хорошего мнения. Он высокий профессионал.

«Я не акула!»

— Один артист сказал о вас: «Рубальская всегда добрая, участливая, поэтому ей на шею часто садятся». Лариса Алексеевна, трудно не сгнить в шоу-бизнесе? Знаете ведь, что ваш мир называют клубком целующихся змей?

— Раньше часто употреблялось это выражение — «акула шоу-бизнеса». Я от рождения не акула, поэтому никогда никому подножку не подставлю, ни на чьих костях танец не станцую. И вообще стараюсь действовать по принципу «ребята, давайте жить дружно».

— Но вы часто ездите по стране с концертами. Предположим, организаторы не встретили вас в аэропорту, предоставили плохой номер в гостинице. Неужели промолчите?

— Мне ни разу не приходилось ругаться с организаторами концертов. Причем я эти отношения не строю — они построены за меня. Очень благодарна тем артистам, которые бывали в этих местах до меня. (Смеется.) Когда езжу на гастроли, ко мне все относятся очень вежливо, внимательно. Просто предшествующие люди дело поставили так, что иначе и быть не может. Так что, получается, я пользуюсь плодами чьего-то усердия.

— Ну, а все-таки. Если с вами поступают несправедливо, по-хамски, что будете делать?

— Ну если ставить вопрос таким образом, то я сумею за себя постоять. Меня трудно съесть. И вообще считаю, что с Рубальской лучше дружить. Меня действительно не имеет смысла трогать. Не хочу пугать, просто знаю, как «откусаться».

«Живем не по средствам»

— Я впервые вижу такую квартиру, как у вас: в жилище Рубальской можно попасть из двух соседских квартир. Что за планировка?

— Когда мы с Давидом поженились, его мама была уже старенькой, жить одна не могла. Мы съехались. Перебрались в коммуналку, после чего помогли двум жившим там старушкам разъехаться по отдельным квартирам без всякой доплаты. О происхождении здания и его репутации мы узнали потом:

— Звучит интригующе! Что за репутация у этого дома?

— Оказывается, этот жилой дом построили специально для служащих КГБ. Здесь сквозной балкон: если вдруг кто-то из жильцов не хотел открывать дверь, к нему входили через балкон. А я сначала думала, что это сделано, чтобы все дружили! Ведь я родилась-то в старом московском районе, где все друг друга знали, сидели за одним столом во дворе, пели песни.

— И как сложились отношения с соседями? Подружиться удалось?

— С одной соседкой мы живем душа в душу: дверь на балконе между нашими квартирами не закрываем, ходим на кофе друг к другу каждое утро. А вот с другими:

— Судя по выражению вашего лица, кто-то вам сильно насолил.

— Одна соседка подала на нас в суд. Написала, что мы с мужем не работаем, нарушили санитарные нормы, живем не по средствам, что у нас две машины. Мне пришлось полтора месяца потратить на то, чтобы доказать обратное. Я взяла справки, что стены мы не рушили, что соблюдены все нормы и правила. Но потом вышла статья в газете со скабрезным названием — соседка наговорила ерунды для желтой прессы. Меня вызвали в управу. Там мне рассказали, что эта соседка скупила много номеров этого издания и разнесла по кабинетам нашей управы: мол, смотрите, такой асоциальный элемент проживает в нашем обществе!

— И что вам сказали на все это в управе?

— Ничего. Кто у нас любимица народная — она или я? (Смеется.)

«Готовка — часть моей жизни»

— Многие ваши коллеги обустраивают свои дома напоказ, для фотосъемок в журналах...

— А у меня нет никакого стиля, нет специального дизайнерского решения. Но из нашей квартиры никто из гостей не хочет уходить. Особенно с кухни!

— Ну, это немудрено. Вы готовите потрясающе и, главное, очень быстро.

— Готовка — одна из составляющих моей жизни. У меня это действительно лихо и хорошо получается, я написала даже книгу рецептов, вела на ТВ кулинарную программу.

— Лариса Алексеевна, приготовленная вами закуска из лаваша с сыром — просто объедение. Вкусно и дешево.

— Я готовлю то, что могут позволить себе все. Мне очень не нравится сегодняшнее расслоение. Я видела в магазине книжки «Элитная кулинария», «Рублевская кухня». Мне это претит. Не нужно никаких лейблов и этикеток вешать на людей, все мы в одном ряду, и этот ряд — первый. У кого-то все складывается хорошо, другой мучается всю жизнь, но подчеркивать эту разницу нель-зя, даже при помощи рекомендуемых рецептов и дорогостоящих продуктов.

«Слово „надо“ — главное для меня»

— У вас огромная коллекция чайников. Сколько их?

— Сама не знаю, она стихийно появилась, эта коллекция: друзья дарили, поклонники. Есть много необычных экземпляров, которые радуют глаз и душу.

— Думаю, творческого человека, голова которого занята рифмами, тяготят рутинные обязанности по дому…

— Я много лет проработала вместе с японцами, поэтому мне хорошо знакомы такие слова, как «надо» и «дисциплина». Это основополагающие понятия моей жизни. Если сегодня надо готовить, стирать, значит, это надо делать. Обычная жизнь. Я даже не задумываюсь — люблю домашние дела или не люблю. Я охотно все делаю и вообще не заморачиваюсь по поводу хозяйства.

— Лариса Алексеевна, сейчас разводов больше, чем свадеб. Вы с супругом прожили вместе не один десяток лет. В чем секрет?

— Секрета никакого нет, семейная жизнь или складывается, или нет. Мы с Давидом нормально жили больше 30 лет. Хотя, думаю, испытаний в нашей совместной жизни было больше, чем у какой-либо другой пары. Но мне всегда хотелось быть не одной, и для моего неодиночества Давид очень подходил. Его авторитет был для меня непогрешим. У меня есть припев одной семейной песенки: «Кто Давида тронет, тому пощады нет, / Ведь он мой муж в законе, / Он мой авторитет». За последнее время у меня умерли все мои родные. Мой муж, мой брат любимый — он внезапно умер молодым. За полгода до него мама умерла…

— В вашей жизни сейчас есть близкие люди?

— Мои друзья. Мы в очень добрых отношениях с женой брата, она мой близкий человек. Дочка брата — моя любимая племянница. Дочка Давида для меня тоже не чужая. Они приходят ко мне...

«Теория брака»

— Знаю, у вас есть целая теория о том, как выйти замуж. Как считаете, женщине в поисках второй половины надо положиться на судьбу или активно искать суженого?

— Искать. Я вообще трудовой элемент, в своей жизни все время прилагала усилия. Мне ничего не сваливалось с неба — ни деньги, ни быт, ни личная жизнь. Как бывает? Моя подруга хотела поменять квартиру. Лежала дома на диване, и ей в окно залетел листочек — объявление об обмене… Другая ехала в метро, каблук застрял в решетке эскалатора. Мужчина помог ей и… оказался ее судьбой. Есть люди, к которым «залетают листочки».

— У вас так ни разу не было?

— Ни разу! В моем случае все время нужно стараться. Хочешь замуж — ищи мужа.

— И где вы его искали? Сейчас так много незамужних женщин. Каков рецепт от Ларисы Рубальской, как найти супруга?

— Нужно шевелиться. В свое время я ходила в библиотеку, как героиня фильма «Москва слезам не верит»: надевала очки и смотрела, кто умные книжки берет. Но самое главное — просите друзей познакомить с подходящим мужчиной.

— Неловко как то...

— Вы же не грабите кого то, не делаете никому зла, а просто хотите устроить свою женскую судьбу. Почему неловко? Что здесь такого? Нужно искать среди своих. Ведь человек счастлив только с тем, кто ему подобен. В моем случае именно так и вышло. Нас с Давидом намеренно свели. Так что, женщины, если хотите замуж — действуйте! Без стеснения всем говорите, что ищете человека, смотрите по сторонам, ищите в интернете, ходите туда, где может находиться мужчина, соответствующий вашим критериям. Только вот театр не советую: там, конечно, интеллектуалы бывают, но на спектаклях я не видела мужчин одиноких.

Наше досье

Лариса Рубальская родилась в Москве в 1945 году. Ею написано более 600 песен, хотя выступать в качестве автора стала лишь в 1984-м. До этого, окончив школу, работала библиотекарем, корректором, машинисткой, заочно училась на филфаке Московского педагогического института имени Крупской. Первую песню — «Воспоминание» — Лариса Рубальская написала вместе с Владимиром Мигулей, а исполнила ее Валентина Толкунова. С 1984-го — непременный лауреат телеконкурса «Песня года».