Выпить – только с 21 года: Госдума обсудит новые правила продажи алкоголя

За последние годы аналогичные законопроекты несколько раз вносились в парламент, но ни один из них не прошел, что заставило сенаторов говорить об алкогольном лобби 

Сенатор Антон Беляков внес на рассмотрение Госдумы законопроект об увеличении возраста, по достижении которого россиянам будет разрешаться приобретать и употреблять алкоголь. Он предлагает сдвинуть эту планку с 18 до 21 года.

«Авторы законопроекта убеждены, что принятие данной меры оградит наше общество от ранней алкоголизации молодого поколения», – отмечается в пояснительной записке.

Составители документа привели статистику «прямой зависимости между ростом ДТП с участием нетрезвых водителей и возрастной планкой продажи спиртных напитков».

Американский опыт и российские опросы

Ссылаются в этом отношении Беляков и его коллеги на американский опыт. В 70-е годы в некоторых штатах алкоголь было разрешено употреблять с 18 лет вместо 21. Однако уже через несколько лет законодатели забили тревогу и вновь подняли ценз, поскольку налицо оказалось резкое увеличение числа ДТП с участием молодых выпивох.

Говоря о российских реалиях, сенатор отметил, что законодательство РФ «связывает возможность самостоятельно приобретать алкогольные напитки с достижением совершеннолетия». Однако этот возрастной порог не подтвержден с научной точки зрения. «Как показывают социологические и психологические исследования, 18-летний подросток не в состоянии принять осознанное решение в вопросе употребления алкоголя», – подчеркнул сенатор.

Не против ужесточения правил продажи алкоголя и российское общество. Согласно опросу ВЦИОМ, данные которого Беляков использовал в пояснительной записке, 79% респондентов признали запрет на продажу спиртного лицам младше 21 года самой эффективной мерой по борьбе с алкоголизмом. «Важно подчеркнуть: за повышение возраста продажи алкоголя высказалось две трети российской молодежи», – отметил сенатор.

Проблемы с лобби

Обозреватели отметили, что Антон Беляков уже не в первый раз выступает с подобными инициативами. Еще будучи депутатом Госдумы, в 2009, 2012 и 2013 годах, он готовил антиалкогольные законопроекты. Однако ни один из них Дума рассматривать не стала. В нынешнем документе, по словам Белякова, учтены замечания профильных комитетов к предыдущим.

Обозреватели отмечают, что недавно за повышение возрастной планки продажи алкоголя высказалась председатель Совфеда Валентина Матвиенко. «Мне это кажется разумным», – отметила спикер верхней палаты, добавив, что у нее есть ощущение, что в стране существует определенное лобби, бизнес-интересы которого принесут законопроекту «много сложностей».

В марте текущего года Госдума отклонила сразу два документа о потенциальном повышении возраста покупки алкоголя до 21 года. Один из законопроект внес на рассмотрение нижней палаты все тот же Беляков – в 2012 году, - другой в 2013 году выдвинула группа депутатов и сенаторов из партии «Справедливая Россия». Оба документа признали неэффективными в первом чтении; при этом их противники сослались на информацию, собранную авторами законопроектов. «Изложенная в пояснительной записке информация о том, что возраст начала употребления алкоголя в России составляет 14 лет, «первое знакомство» с алкоголем происходит в 9-10 лет, подростки возраста 16-17 лет выпивают более 3 литров пива в день и т.д., являются лишним подтверждением неэффективности предлагаемых законопроектом мер», – говорилось в заключении, выданном профильным комитетом к законопроекту Белякова.

Алкоголь – не еда

Впрочем, повышение возраста покупки и продажи спиртного – далеко не единственный рычаг, с помощью которого ответственные политики пытаются отрезвить российскую молодежь. По мнению экспертов, проблема алкоголизации российского общества является комплексной, а потому и решать ее надо комплексом мер.

В июле прошлого года Общественная палата выступила с предложением убрать спиртное из продовольственных магазинов. «Выкладка алкоголя никак не регулируется законом, часто можно встретить полки со спиртным поблизости от кассовой зоны или же в самом высокопроходимом месте супермаркета. Тем более что этот продукт можно рекламировать в местах продаж. – пояснил инициативу член ОП Султан Хамзаев. – Бутылки с пивом, вином и водкой видят дети, и это неправильно».

По его словам, розничным магазинам предлагалось на выбор два варианта: схема «магазин в магазине» и расстановка спиртных напитков на удаленных от кассовой зоны стеллажах, отдельно от продуктов питания. «Мы предлагаем совместно выбрать наиболее оптимальный формат выкладки. Но дети не должны видеть алкоголь и рекламу алкоголя. Это следующий шаг в борьбе с алкоголизацией населения страны», – заявил Хамзаев.