На кону - Луна

С чем отправляются на 68-й Международный астронавтический конгресс российские специалисты? И с чем вернутся?

В понедельник, 25 сентября, в австралийской Аделаиде открывается крупнейший, авторитетнейший форум мировой космонавтики — 68-й Международный астронавтический конгресс. На него съедутся более 3 тысяч исследователей, конструкторов и инженеров, а также руководители космических агентств, предприятий и компаний из 67 стран.

В девизе конгресса есть призыв «разблокировать воображение». Именно это стремятся сделать авторы подготовленных для выступлений 2,4 тысячи докладов о новейших технических и научных разработках, перспективных проектах и новаторских идеях. В рамках 180 сессий будут обсуждаться пути проникновения человека в дальний космос, совершенствования систем жизнеобеспечения и медицинской поддержки, создания новых двигателей, чистки околоземного пространства от космического мусора...

Особый интерес вызывают доклады, посвященные искусственному интеллекту, приходу в космос антропоморфной робототехники, взаимодействию космонавтов и «умных» машин, использованию роботов для строительства базы на астероиде или Луне...

А тема Луны, замечу, будет на конгрессе одной из центральных. В отличие от России, где все еще спорят, надо ли нам лететь на Селену или нет, Международная астронавтическая федерация заявила вполне определенно: «Луна — ключевая цель в ближайших планах по международному и коммерческому освоению космоса, и эти планы рассчитаны на все предстоящее десятилетие».

Прорывом не только на пути к Луне, но и в глубины космоса — к Марсу и другим планетам — станет реализация масштабного американского проекта международной станции, которая будет летать в окололунном пространстве. Ее так и назвали: Deep Space Gateway, DSG («Ворота в дальний космос»). Полным ходом ведутся разработки модулей и двигателей, создаются конструкции для супертяжелой ракеты SLS и корабля Orion... Но вот что удивительно: в нашей стране вокруг участия в этом проекте России продолжаются подковерные интриги. Оппоненты против сотрудничества с США: мол, американцам нельзя доверять, окололунная станция нам не нужна, дешевле на Луну лететь напрямую. Да и не к лицу космической державе соглашаться на роль бедной родственницы, а равноправных партнеров в России США вроде бы пока не видят.

Руководители Роскосмоса в растерянности. Еще не так давно его глава Игорь Комаров говорил за океаном журналистам о важности международного сотрудничества, приверженности России этому курсу, а сегодня, похоже, мы готовы хлопнуть дверью? Решение ищется до последнего. Назначались и отменялись совещания, в какой-то момент чаша весов склонялась в сторону противников участия России в проекте DSG. Когда наша газета предложила высказаться авторитетнейшим представителям отрасли — одному из организаторов отечественной ракетно-космической промышленности, экс-министру Борису Бальмонту и летчику-космонавту, четырежды летавшему на орбиту, много лет отработавшему на посту заместителя генерального конструктора РКК «Энергия» Валерию Рюмину («Труд» от 25 августа с. г.), их мнение было единым: «Не участвовать в крупнейшем международном космическом проекте — тупиковый путь, это не в интересах страны, космонавтики, нашего будущего».

Возможно, и эти высказывания наряду с другими аргументами были учтены в высоких кабинетах. По некоторым сведениям, Роскосмосу все же рекомендовано договориться с американцами — не поступаясь российскими интересами, конечно же. Делать это Комарову придется в ближайшие дни в Австралии. Времени на дискуссии не осталось. Вот-вот объявят участников проекта, а Россия остается единственной среди стран — партнеров МКС, не подтвердившей своего участия в DSG. Трудная задача стоит перед главой Роскосмоса...

Наша космонавтика переживает не лучшие времена. Реформы, идущие не первый год, пока не дали ожидаемого эффекта. Пока у нас больше мечтаний и обещаний, чем реальных достижений. В отличие от американцев. Те на предстоящем конгрессе будут солировать. Расскажут на сессиях и в кулуарах о шести пилотируемых и грузовых космических кораблях нового поколения (летающих, строящихся и разрабатываемых), о ближайших планах НАСА на лунно-марсианском направлении. А еще про надувной жилой орбитальный модуль, изучение Красной планеты с помощью марсоходов, о миссиях по исследованию Солнечной системы...

Знаменитый миллиардер Илон Маск прилетит в следующую пятницу в Аделаиду, чтобы огласить свои марсианские планы. Компания «Локхид Мартин» обнародует свежие материалы о строительстве прототипа обитаемого модуля, предназначенного для глубокого космоса. Специалисты Лаборатории реактивного движения НАСА расскажут об уникальной миссии автоматической межпланетной станции «Юнона», которая находится сейчас на орбите Юпитера и передает интереснейшие данные.

Между тем Россия не имеет ни одного действующего космического аппарата за пределами околоземной орбиты. Здесь мы уступаем уже и Китаю, и Индии. Конечно, есть и у нас достижения и любопытные разработки. Но в целом мы продолжаем сдавать позиции. Это видно и по количеству докладов, представленных на конгресс в Аделаиде. От российских специалистов поступил 81 доклад, а от американцев — 451, от китайцев — 370 (см. таблицу).

Кстати, не все представленные россиянами труды будут оглашены в Аделаиде, некоторым докладчикам пришлось отозвать тексты: у них нет денег на командировку в Австралию.

Сможет ли Россия выйти на новые высоты, опираясь лишь на собственные силы? Об этом я спросил известного ученого в области теплозащиты летательных аппаратов, члена-корреспондента РАН, вице-президента Российской академии космонавтики, члена Совета Российской академии наук по космосу, завкафедрой «Космические системы и ракетостроение» МАИ Олега АЛИФАНОВА.

«Освоение космоса — общечеловеческая задача, действовать надо вместе, — уверен Алифанов. — На мой взгляд, отказ от участия в международном проекте создания окололунной станции был бы большой ошибкой...»

Потенциал российской ракетно-космической промышленности, подчеркивает Алифанов, остается весьма масштабным. И при строительстве международной станции в окололунном пространстве Россия сможет внести большой вклад. Мой собеседник ссылается в качестве примера на чрезвычайно интересный доклад специалистов РКК «Энергия», с которым россияне выступят через несколько дней в Аделаиде. Он как раз посвящен окололунной станции и ее использованию в качестве дальнего космического порта. Как экипажу опуститься на Селену из этого космопорта, с окололунной станции, которая совершает полет по вытянутой, сильно удаленной эллиптической гало-орбите? До последнего времени считалось, что это непомерно дорого и трудно. Но специалисты «Энергии» нашли интересные варианты.

А если воспользоваться наработками, предложенными в советской лунной программе Н1-Л3, то российскому сегменту дальнего космопорта целесообразно обзавестись многоразовым лунным кораблем. Он будет использоваться для посадки на поверхность Селены и возвращения в тот же космопорт. Интересно, что по размерам и объемам этот корабль значительно превзойдет взлетные лунные модули из знаменитой программы «Аполлон».

Конечно, имело бы смысл, подытоживает Олег Алифанов, подключить возможности межорбитального корабля «Рывок» (детище той же РКК «Энергия»). Это позволит надежно связать дальний космопорт с будущей околоземной орбитальной станцией. Так может быть выстроена удобная, экономичная транспортная система по маршруту Земля — околоземная орбитальная станция — дальний космопорт — поверхность Луны. Немаловажно, что и «Рывок», и лунный корабль будут многоразовыми.

Если, конечно, будут.