Без отбора и без разбора

Формируется прослойка «профессиональных конкурсантов», которые кочуют с одного конкурса на другой

Победителем XI Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой стал солист Большого театра — грузинский бас Годердзи Джанелидзе.

В Северную столицу в поисках певческого счастья приехали в этом году почти две сотни вокалистов. Великая Елена Образцова со всей мощью своего таланта очень хотела дать дорогу молодым, стараясь не упустить ни одного дарования, поэтому раз и навсегда наложила вето на проведение какого-либо предварительного отбора. И сегодня по масштабности «Образцовое состязание» уступает разве что конкурсу Чайковского, а по представительности жюри и ему сегодня даст фору.

Место за судейским столом занимали величайшие певцы: Джоан Сазерленд, Федора Барбьери, Рената Скотто, Тереза Берганца, Ева Мартон, Луиджи Альва, Хуан Понс... В этот раз в жюри было три знаменитости: китаянка Шучжэнь Го, удивившая мир своими Татьяной и Мими в середине прошлого века, выдающийся испанский тенор Джакомо Арагаль и уникальный перуанский тенор Эрнесто Паласио, ныне возглавляющий Россиниевскую академию Альберто Дзедды и фестиваль в Пезаро. Еще в жюри было трое очень важных и мощных руководителей молодежных программ: Дмитрий Вдовин — Большого театра, Дэвид Гоуланд — программы Джетт Паркер в «Ковент-Гарден» и Лариса Гергиева — Академии молодых певцов Мариинского театра. После ухода Елены Васильевны именно Лариса Абисаловна стала художественным руководителем ее конкурса.

Жаль только, что многие конкурсанты, имея такой роскошный подарок природы, как певческий голос, не слишком ответственны в подборе репертуара, а некоторые и вовсе больше надеются на симпатию отдельных арбитров. Но лауреатство любого, даже самого престижного конкурса — отнюдь не гарантия пожизненного успеха в профессии, а лишь хороший трамплин к будущим свершениям. Ныне же очевидна такая тенденция: формируется прослойка «профессиональных конкурсантов», которые кочуют с одного конкурса на другой с единственной целью — выйти в финал, чтобы подзаработать.

Все это только усложняет решение и без того непростой задачи — найти новых певцов, достойных наследников дела Елены Образцовой и ее выдающихся коллег. Если говорить о спортивной стороне нынешнего конкурса, то золотая награда уехала в Грузию, одно серебро — в Монголию вместе с баритоном Анхбаяром Энхболдом, а еще одно серебро и сразу две бронзы, среди которых стоит упоминания лишь медаль удивительно талантливой Диляры Идрисовой из Уфы, остались в России. Гран-при жюри мудро никому не присудило.

Быть может, это произойдет через два года, когда в 2019-м конкурс Елены Образцовой будет отмечать 20-летие и лоб в лоб сойдется с конкурсом Чайковского?