Главная Наука и технологии 00:17 22 Сентября 2023 6550
Вопрос, повисший в воздухе

Чешский кукурузник улетает не попрощавшись. Где взять ему замену?

Анатолий Журин
Самолет L-410. Фото: Klmnjr, wikipedia.org

Два российских региона отказались от эксплуатации самолета L-410, чешского сводного брата нашего кукурузника. Причина проста и, увы, типична для наших авиакомпаний, летающих преимущественно на импортной технике. Нет запчастей и сервиса, способного обеспечить безопасность полетов.

На прошлой неделе власти Камчатки объявили, что отказываются от эксплуатации чешских самолетов малой авиации. Еще раньше это сделали в «Комиавиатрансе». В перспективе маячит очередь из отказников, попавших в ту же ситуацию с L-410: «Сибирская легкая авиация», «Хабаровские авиалинии», Архангельский объединенный авиаотряд, «Полярные авиалинии», «Газпромавиа», «Аэросервис» и «Красавина». В их авиапарках пока числятся 28 таких машин. Еще четыре Ульяновский институт гражданской авиации использует в учебных целях.

С 2015 года сборка L-410 производилась на Уральском заводе гражданской авиации в Екатеринбурге. За шесть лет компания Aircraft Industries поставила и построила почти полторы сотни самолетов, включая собранные на УЗГА. Эксплуатация L-410 в России будет продолжаться еще два-три года, сообщил исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. «А дальше либо регионы найдут деньги, чтобы перевозчики по параллельному импорту закупили все необходимое, либо авиакомпании поставят этот малый воздушный флот к забору, понимая, что заработать на этом типе самолета уже невозможно».

К месту вспомнить, что наши эксперты не только предсказывали проблемы по части эксплуатации зарубежных самолетов, но и предлагали возвращать на конвейер незаслуженно поставленную на прикол отечественную авиатехнику. В том числе и для замены L-410 — мы говорим о Бе-32К, многоцелевом самолете местных воздушных линий, предназначенном для перевозки 19 пассажиров или грузов. Предшественник этой машины, Бе-30, поднятый в небо 60 лет назад таганрогским конструкторским бюро под руководством Г. М. Бериева, считался прямым конкурентом чехословацкого самолета. Оба рассматривались в качестве замены знаменитому кукурузнику Ан-2. Победу одержала машина тогдашних союзников по СЭВ. В те времена Советский Союз щедро делился с соседями заказами на изготовление авиатехники. Польше, к примеру, достались вертолеты Ми-1 и Ми-2 и самолет Ан-2, не остались в стороне авиаторы Румынии и Чехословакии.

А что же наш Бе-30? В 1969-м самолет демонстрировался на авиакосмическом салоне в Ле Бурже. Эксперты отметили оригинальность модели, а за экономию массы конструкторов даже премировали. Машина проявляла себя в самых экстремальных условиях — в небе Ашхабада при плюс 40 и в Новосибирске при минус 40. Для проверки шасси и лопастей самолет взлетал даже с ВПП из гальки — и этот экзамен выдержал, показал исключительную надежность.

А дальше наступили трудные времена. Двигатель долго доводили до ума на Омском моторостроительном заводе. Бе-32 сертифицировали, однако вмешалась политика: СССР в рамках дружественных экономических связей разместил в Чехословакии заказ на большую партию L-410. Наши конструкторы продолжали работать. Создали более совершенную модель Бе-32К с мощными двигателями, сократили пробег на ВПП до 450 метров. Но в 1980-е живых машин осталось всего две — на таганрогском заводском аэродроме и в музее Монино.

Вспомнили о Бе-32 в 90-х, когда возникли проблемы с обслуживанием L-410. После показа на выставках в Ле Бурже, на М-АКСе в Жуковском, в Дубае старый знакомый удивил: оказалось, что, несмотря на почтенный возраст, он мало в чем уступает современным аналогам. Появились и заказчики: «Московские авиалинии» заявили о готовности заказать полсотни экземпляров. Но проклятое безденежье и дефолт подрубили чудесное возвращение самолета в небо. Потом еще не раз звучали заявления о том, что вот-вот начнется серийное производство обновленных Бе-32 МК с омскими двигателями ТВД-10 Б. В таких крылатых работягах очень нуждается наша страна — потребность оценивается в 1500 машин. Увы, все планы остались на бумаге.

Как теперь собираются проблему решать чиновники? Как всегда: для начала рекомендуют не волноваться и делятся дерзкими задумками. Так, недавно замминистра Минпромторга РФ Олег Бочаров завил о том, что на замену L-410 придет самолет с неубирающимся шасси, который мы будем разрабатывать в партнерстве с белорусами. Эти машины, по заверениям чиновника, начнут полеты в 2027-2028 годах.

Еще одно обещание озвучено на недавнем Восточном экономическом форуме во Владивостоке. Планируется поставить сотню легкомоторных самолетов «Байкал» дальневосточной авиакомпании «Аврора» — но опять же только в 2026-2030 годах. Об этих самолетах мы слышим уже несколько лет, но сроки их появления без конца сдвигаются к линии горизонта. «Послушайте, все это в туманном будущем, а сегодня на чем прикажете летать? — возмущенно вопрошают в Российской ассоциации полярников. — Может, все-таки, пока строятся грандиозные планы Минпромторга по восстановлению им же разрушенного авиастроения, есть смысл использовать еще сохранившийся авиапарк в виде того же Бе-32 или Ан-2, зарекомендовавшего себя простым и надежным воздушным судном в Сибири, на Дальнем Востоке и в суровых арктических условиях? Там сегодня ситуация просто катастрофическая: из имеющихся на балансе авиакомпаний 2З9 кукурузников в регионах Арктики эксплуатируется всего 36 судов».

Что касается Бе-32 МК, то работавший в пору СССР замминистра гражданской авиации Виктор Горлов убежден, что восстановить сборочный конвейер возможно, но это трудоемкий и затратный процесс. Попытки «Труда» получить по этому поводу комментарий у главного конструктора машины Николая Лавро успехом не увенчались. Николай Александрович наотрез отказался говорить на эту тему. Слишком много наболело в борьбе за машину: слов много, а дело не сдвинулось ни на шаг. И на чем летать жителям нашей огромной страны? Вопрос повис в воздухе.

О чем рассказал и что утаил в своих интервью космонавт Геннадий Стрекалов

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Фото из открытых источников

40 лет назад, 11 апреля 1984 года, в СССР встречали очередной экипаж, вернувшийся с орбитальной станции «Салют». Тогда такое случалось чаще нынешнего, только успевай запоминать новые фамилии. В тот раз...

Сегодня у каждого второго в ушах наушники, но многие слушают именно то, что раньше читали: книги

Максим Башкеев, спецкор «Труда»
Труд
Отечественный рынок аудиокниг бьет рекорды. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Вы заметили, как много вокруг людей в наушниках? Такое ощущение, что все больше тех, кто хочет отключиться, остаться наедине с самим собой. Впрочем, ничего нового в этом нет. В былые времена в метро и трамваях...

Каковы перспективы России в этой самой высокотехнологичной сфере? Попробуем сравнить слова и дела

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Chromorange/Bilderbox, globallookpress.com

На выставке «Россия» правительство РФ провело пленарную сессию «Искусственный интеллект — главная технология XXI века». «Мы видим, что искусственный интеллект становится ключевой...

Именно к этой фразе сводится большинство дискуссий об искусственном интеллекте

Сергей Беднов
Труд
Задавать вопрос, почему Екатерина Андреева не стареет, рановато. Пока. Фото: пресс-служба компании «Лукойл». globallookpress.com

По мнению одних, сначала тот лишит миллионы трудящихся работы. А позже придет к выводу, что люди ему только мешают, и нажмет на пресловутую «красную кнопку». Другие же полагают: нейросети —...

35 лет назад самолет Ан-225 «Мрия» совершил первый испытательный полет 

Труд
Фото: © Anatolii Stepanov,globallookpress.com

1394 Родился Мухаммед Тарагай Улугбек, ученый, построивший под Самаркандом обсерваторию. 1633 Галилей коленопреклоненно отрекся от своих научных изысканий на том самом месте, где Джордано Бруно выслушал смертный приговор. Папа заменил...

России нужны свои игровые приставки и консоли. Таково распоряжение президента

Юрий Ряжский
Труд
Если в начале 2000-х средний возраст российского геймера составлял 25 лет, то сейчас он достиг 36. Фото: Дмитрий Голубович, globallookpress.com

Президент Владимир Путин поручил правительству рассмотреть вопрос об организации производства отечественных игровых приставок и консолей. Контрольный срок для отчета премьеру Мишустину установлен жесткий: до 15 июня текущего...

Наука и технологии 17:30 / 16 Марта 2024 4159
Технопарк

Австралийские ученые установили солнечные панели прямо в глаз

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: © MWI Creative Team, globallookpress.com

По легенде, Дмитрий Менделеев увидел свою Периодическую систему химических элементов во сне, хотя и собирал материалы для своего фундаментального труда больше 20 лет. И 155 лет назад ближайший друг и коллега Менделеева...

Обучение компьютерной грамотности людей почтенного возраста - задача не из простых

Максим Башкеев
Труд
Фото: Ingram Images, globallookpress.com

Поверьте, я из личного опыта знаю, о чем говорю. Попытки объяснить цифровую логику человеку, прожившему 70 лет в аналоговой реальности, — тот еще квест. И вот как раз для таких случаев российские программисты...

В свое время его создание стало поводом для возбуждения уголовного дела о распиле бюджета

Фото из открытых источников

Военнослужащие Вооруженных сил России нашли под землей пропавшую несколько лет назад скандально известную бронемашину «Азовец» украинского националистического вооруженного формирования «Азов» (запрещено в России как террористическая...

Наука и технологии 00:08 / 12 Апреля 2024 3948
Технопарк

Стартует ежегодная общероссийская акция в защиту окружающей среды

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: © PsychoShadow, globallookpress.com

15 апреля отмечается День экологических знаний, учрежденный ООН. Вот и в нашей стране в этот день стартует ежегодная общероссийская акция в защиту окружающей среды. Дело нужное и очень интересное, поскольку ученые...

Наука и технологии 20:01 / 30 Марта 2024 3820
Технопарк

Ученые используют медуз для исследований океанских глубин

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: © Yoshio Tsunoda, globallookpress.com

Человек, как известно, царь природы, с этим спорить пока не будем. Но у него, к счастью, хватает ума учиться у этой самой природы и многое брать у нее на вооружение — несмотря на бурные...

С молотка уйдет отчет об использовании атомной энергии в военных целях, написанный «отцами» атомной бомбы

Артем Скворцов
Труд
Последствия атомной бомбардировки Хиросимы. Фото: Keystone Pictures Agency/Zumaperss.com, globallookpress.com

В эти дни на онлайн-площадке Auction продают удивительный документ, долгие годы хранившийся под грифом «совершенно секретно». Озаглавлен 200-страничный доклад зловеще: «Атомные бомбы: общий отчет о разработке...

«Гробница действительно была «проклята», но биологическими методами, а не сверхъестественным образом», - выяснили исследователи 

Фото: www.en.wikipedia.org

Археологи и участники экспедиции, вскрывшие в 1922 году гробницу египетского фараона Тутанхамона, погибли в результате воздействия радиации. К такому выводу пришел ученый Росс Феллоуз, передает британское издание Daily Mail. «Гробница...

«В отсутствие ракет средней и большой дальности Украина полностью переходит на беспилотную войну», - отмечают немецкие обозреватели 

Фото: www.mil.gov.ua

Вооруженные силы Украины уже в этом году получат в свое распоряжение беспилотные летательные аппараты, способные наносить удары по целям, расположенным более чем в двух тысячах километров от места запуска. Об этом в пятницу, 5 апреля сообщает...

«Ситуацию на поле боя не может изменить одна система», - констатировал глава альянса 

Йенс Столтенберг. Фото: © Thierry Monasse, globallookpress.com

Американские истребители F-16 не способны стать для Украины «серебряной пулей» против российской армии. Об этом в интервью немецкому изданию Bild заявил генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. «Ситуацию...

Накануне с российского космодрома «Восточный» состоялся дебютный запуск тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5» 

Фото: https://roscosmos.ru

Около 600 миллиардов рублей будет выделено из федерального бюджета РФ на создание отечественной сверхтяжелой ракеты для полетов на Луну и Марс. Об этом в День космонавтики, 12 апреля, журналистам сообщил вице-премьер, глава Министерства...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?