09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НЕ ТУШИТЕ СВЕТ

Володин Вячеслав
Опубликовано 01:01 22 Октября 2002г.
Совет Федерации отклонил один из ключевых законов осенней сессии - "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию". В связи с предстоящей реформой РАО ЕЭС это мина, способная взорвать энергетический рынок, а вместе с ним и всю экономику. Ведь отстранение государства от контроля за тарифами неминуемо обернется взлетом цен. Это дорого обойдется гражданам, предприятиям, а также регионам, чьи интересы должны по идее представлять члены верхней палаты парламента.

На опыте последних лет все убедились: стоит правительству поднять зарплаты и пенсии, как тарифы на электроэнергию начинают расти опережающими темпами - "съедают" прибавку и подстегивают инфляцию, что ведет к структурным изменениям в экономике. Причем в каждом регионе тарифы растут по усмотрению самих энергетиков. Так, в Хакасии сегодня электричество стоит 16 копеек за киловатт-час, в Саратове - 74, а в Москве - 90 копеек. Вот эти дикие перекосы следовало бы в первую очередь выправить - если, конечно, проводить реформу в интересах людей и экономики, а не во имя мифического рынка, который "сам все отрегулирует".
Между тем поспешный уход государства с энергетического рынка уже многим вышел боком. Такой путь в свое время прошли Казахстан, Молдавия, Украина. По ходу реформы в этих странах в 3,5 - 8 раз выросли цены на электроэнергию, что привело к банкротству металлургических комбинатов и других энергоемких предприятий. Не избежала подобных проблем даже благополучная Америка. Прошлой зимой целый штат Калифорния лихорадили перебои в энергоснабжении, что дало повод экспертам усомниться в обоснованности либерализации на электроэнергетическом рынке. А ведь уровень жизни за океаном совсем другой, да и американское правительство в отличие от нашего постоянно озабочено благополучием своего товаропроизводителя. Нетрудно предвидеть, к чему приведет бесконтрольная либерализация в российских условиях.
Электроэнергия - не просто хлеб экономики, но и социальный продукт, от которого зависит благополучие каждой семьи. А государственное регулирование сегодня остается, убежден, единственной возможностью защитить население и предприятия от произвола энергетиков. Именно поэтому мы настаиваем, чтобы федеральная власть получила право регулировать тарифы, устанавливая их верхнюю планку. Делать это следует раз в год, перед принятием бюджета. Только тогда денег, которые выделяются из казны на нужды больниц и школ, будет хватать на оплату коммунальных услуг.
Одна из провозглашенных реформаторами целей - привлечь инвестиции из-за рубежа. По данным экспертов РАН, сегодня 40 процентов электростанций работают на устаревшем оборудовании, а 15 процентов отнесены к категории небезопасных. Да, средства действительно необходимы, но их вовсе не обязательно искать за рубежом. Скажем, наш Пенсионный фонд сегодня ломает голову, где разместить сбережения, чтобы они не только сохранились, но и прирастали. Прекрасная возможность - инвестировать деньги в энергетику. Отрасль перспективна и очень рентабельна.
К слову, это еще одна веская причина, чтобы государству не уходить от участия в управлении энергетикой. В интересах граждан - не распродажа "лакомых кусков" отрасли, а умножение богатства, которое послужит всему обществу. Поэтому мы предлагаем увеличить долю госсобственности в сетевых компаниях и системном операторе с 52% акций до 75% плюс одна акция. В таких условиях власть будет не только отвечать за все, происходящее в электроэнергетике, но и реально контролировать ситуацию.
Разумно также увеличить государственную собственность в гидроэнергетике. Ведь ГЭС не только дают самую дешевую энергию. С работой гидроэлектростанций связан комплекс серьезнейших проблем - происходит обрушение берегов, заболачиваются реки, повышается уровень грунтовых вод, наносится урон рыболовству... Восстановление, природоохранные мероприятия требуют колоссальных затрат. Частник в наших условиях сделает все, чтобы избавить от них свой бизнес. И этот тяжкий груз автоматически ляжет на плечи общества.
Ну и наконец последнее. Реформа энергетики должна создать рынок, где в обмен на деньги предоставляются товары и услуги. Это не должна быть вотчина чиновника, который назначает любую цену или тушит свет, когда ему заблагорассудится. Сегодня зачастую граждан и предприятия принуждают платить авансом, фактически давая РАО в долг, при этом цены от такой принудительной предоплаты ниже не становятся. Мы настояли на запрете авансовых платежей, а также "веерных" отключений, когда энергетики отключают всех за долг одного потребителя. В законе должно быть четко записано: нельзя ни при каких условиях отключать тех, кто исправно платит за электричество. За такого рода случаи энергетиков следует наказывать рублем, а если не подействует, то привлекать к уголовной ответственности.
Наша фракция поддержала пакет энергетических законов в первом чтении. Но мы пошли на такой шаг при одном условии: реформа отрасли пройдет под контролем государства и в интересах всего общества. Это не предмет политических торгов и не способ предвыборной борьбы. От того, как пойдет реформирование, зависит слишком много. Или реформа станет шагом вперед, вернув государству контроль над ключевой отраслью. Или она ударит по карману предприятий и граждан, похоронив надежду на возрождение экономики. Третьего не дано.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников